Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Ирина Зубова








КР МСФО 12 Концессионные договоры на представление услуг Печать E-mail
Индекс материала
КР МСФО 12 Концессионные договоры на представление услуг
Страница 2
Все страницы

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 12 «Концессионные соглашения на предоставление услуг»

Ссылки______________________________________________________________

  • Концепция подготовки и представления финансовой отчетности,
  • МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности»,
  • МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»,
  • МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»,
  • МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство»,
  • МСФО (IAS) 16 «Основные средства»,
  • МСФО (IAS) 17 «Аренда»,
  • МСФО (IAS) 18 «Выручка»,
  • МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»,
  • МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам»,
  • МСФО (IAS)32 «Финансовые инструменты: представление информации»,
  • МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»,
  • МСФО (IAS) 37 «Оценочные резервы, условные обязательства и условные активы»,
  • МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»,
  • МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»,
  • КРМФО (IFRIC) 4 «Определение наличия в соглашении признаков договора аренды»,
  • ПКР (SIC) 29 «Раскрытие информации - концессионные соглашения на предоставление услуг»

Исходная информация________________________________________________

  1. Во многих странах инфраструктура для предоставления общественных услуг - такая как дороги, мосты, туннели, тюрьмы, больницы, аэропорты, водораспределительные сооружения, система энергоснабжения и телекоммуникационные сети - традиционно строилась, управлялась и обслуживалась субъектами государственного сектора и финансировалась через общественные бюджетные ассигнования.
  2. В некоторых странах правительства ввели в практику использование соглашений о договорных услугах, чтобы привлечь субъектов частного сектора к участию в развитии, финансировании, управления и обслуживании данной инфраструктуры. Инфраструктура может уже существовать или может быть построена во время действия соглашения о предоставлении услуг. Договоренность в рамках настоящего разъяснения обычно вовлекает предприятие частного сектора (оператор) для строительства инфраструктуры, используемой для предоставления общественных услуг, или ее усовершенствования (например, путем увеличения ее мощностей), а также управления и обслуживания данной инфраструктуры в течение определенного периода времени. Услуги оператора оплачиваются в течение периода договоренности. Договоренность регулируется контрактом, в котором оговариваются стандарты выполнения работ, механизмы регулирования цен и условия разрешения разногласий. Такая договоренность часто описывается как соглашение концессионных услуг по схемам «строительство —

Название разъяснения ПКР (SIC) 29, ранее ^Раскрытие информации - концессионные соглашения на предоставление услуг», было изменено разъяснением КРМФО 12.

управление — передача», «реконструкция — управление — передача» или «государство - частные предприятия».

  1. Особенностью данных соглашений на предоставление услуг является характер общественного обслуживания обязательства, принятого оператором. Государственная политика направлена на услуги, связанные с инфраструктурой, которая будет предоставлена общественности, независимо от идентичности стороны, которая предоставляет услуги. Соглашение на представление услуг на контрактной основе обязывает оператора оказывать общественности услуги от имени субъекта государственного сектора. Другие общие черты:
  1. сторона, предлагающая соглашение на предоставление услуг (поставщик концессии) является субъектом государственного сектора, включая государственный орган или субъект частного сектора, которому передается ответственность за предоставление услуг.
  2. оператор несет ответственность за осуществление, по крайней мере, части управления инфраструктурой и соответствующих услуг и действует не просто как агент от имени поставщика концессии.
  3. контракт устанавливает исходные цены, взимаемые оператором, и регулирует пересмотр цен в течение периода действия соглашения на предоставление услуг.
  4. оператор обязан передать инфраструктуру цеденту в указанном состоянии в конце периода действия соглашения, за небольшое вознаграждение или без прироста вознаграждения, независимо от того, какая из сторон изначально финансировала его.

 

Сфера применения____________________________________________________

  1. Настоящее разъяснение предоставляет руководство в отношении ведения учета операторами по концессионным соглашениям на предоставление услуг по государственно-частным концессионным соглашениям на предоставление услуг.
  2. Настоящее разъяснение применяется к государственно-частным концессионным соглашениям на предоставление услуг, если:
  1. поставщик концессии контролирует или регулирует то, какие услуги должен предоставить оператор в отношении инфраструктуры, кому он должен предоставить их и по какой цене; и
  2. поставщик концессии контролирует - на правах собственности, правах использования с целью извлечения выгоды или ином основании - любая значительная остаточная доля в инфраструктуре в конце периода действия соглашения.
  3. Сфера применения настоящего разъяснения включает инфраструктуру, используемую при государственно-частных концессионных соглашениях на предоставление услуг на протяжении всего срока ее полезного использования, если соблюдаются условия, предусмотренные в пункте 5(a). Пункты AG1-AG8 предоставляют руководство в отношении определения того, входят ли, и до какой степени, государственно-частные концессионные соглашения на предоставление услуг в сферу применения настоящего разъяснения.
  4. Настоящее разъяснение применяется к:
  1. инфраструктуре, которую оператор строит или приобретает у третьего лица в целях соглашения на предоставление услуг; и
  2. существующей инфраструктуре, к которой поставщик концессии предоставляет оператору доступ в целях соглашения на предоставление услуг.
  3. Настоящее разъяснение не предусматривает порядка учета в отношении инфраструктуры, которая удерживалась и была признана оператором в составе основных средств до заключения соглашения на предоставление услуг. К такой инфраструктуре применяются требования о прекращении признания, предусмотренные МСФО (изложены в МСФО (IAS) 16).
  4. Настоящее разъяснение не предусматривает порядка учета поставщиками концессии.

 

Вопросы_____________________________________________________________

  1. Настоящее разъяснение рассматривает общие принципы признания и оценки обязательств и соответствующих прав в концессионных соглашениях на предоставление услуг. Требования по раскрытию информации о концессионных соглашениях на предоставление услуг описаны в ПКР (SIC) 29. В настоящем разъяснении рассматриваются следующие вопросы:
  1. порядок учета прав оператора в отношении инфраструктуры;
  2. признание и оценка вознаграждения по соглашению;
  3. услуги по строительству или усовершенствованию;
  4. услуги по управлению;
  5. затраты по займам;
  6. порядок последующего учёта финансового актива и нематериального актива; и
  7. объекты, предоставленные оператору поставщиком концессии.

Консенсус____________________________________________________________

Порядок учета прав оператора в отношении инфраструктуры

  1. Инфраструктура, отвечающая условиям сферы применения настоящего разъяснения, не должна признаваться в составе основных средств оператора, потому что соглашение на предоставление договорных услуг не передает оператору право на контроль использования инфраструктуры общественного обслуживания. У оператора есть доступ к управлению инфраструктурой для предоставления общественных услуг от имени поставщика концессии в соответствии с условиями, определенными в контракте.

Признание и оценка вознаграждения по соглашению

  1. В соответствии с условиями контрактов, удовлетворяющих критериям сферы применения настоящего разъяснения, оператор действует в качестве поставщика услуг. Оператор строит или усовершенствует инфраструктуру (услуги по строительству или усовершенствованию), используемую для предоставления общественных услуг, управляет и обслуживает данную инфраструктуру (услуги по управлению) в течение определенного периода времени.
  2. Оператор должен признать и оценить выручку в соответствии с МСФО (IAS) 11 и 18, полученную в отношении услуг, которые он предоставляет. Если оператор предоставляет несколько видов услуг (то есть услуги по строительству или усовершенствованию и управлению) в рамках одного контракта или соглашения, то вознаграждение, полученное или подлежащее получению, должно быть распределено с учетом соответствующей справедливой стоимости поставленных услуг, если суммы идентифицируются по отдельности. Характер вознаграждения определяет порядок его последующего учёта. Порядок последующего учета полученного вознаграждения как финансового актива и как нематериального актива описывается ниже в пунктах 23-26.

Услуги по строительству или усовершенствованию

  1. Оператор должен вести учет доходов и расходов, касающихся услуг по строительству или усовершенствованию, в соответствии с МСФО (IAS) 11.

Вознаграждение, предоставляемое поставщиком концессии оператору

  1. Если оператор предоставляет услуги по строительству или усовершенствованию, вознаграждение, полученное или подлежащее получению оператором, должно признаваться по его справедливой стоимости. Вознаграждение может быть представлено правами на:
  1. финансовый актив, или
  2. нематериальный актив.
  3. Оператор должен признать финансовый актив в той степени, в которой он имеет безусловное договорное право на получение денежных средств или другого финансового актива от поставщика концессии или по его указанию за выполнение услуг по строительству; поставщик концессии имеет небольшой выбор, позволяющий ему избежать оплаты, или вовсе не имеет такого выбора, обычно потому что соглашение обеспечивается правовой санкцией. Оператор имеет безусловное право на получение денежных средств, если поставщик концессии на контрактной основе гарантирует оператору выплату (а) оговоренных или определяемых сумм или (Ь) недостающих сумм, если таковые имеются, между суммами, полученными от пользователей общественных услуг и оговоренными или определяемыми суммами, даже если оплата зависит от оператора, гарантирующего, что инфраструктура соответствует указанным требованиям по качеству или эффективности.
  4. Оператор должен признать нематериальный актив в той степени, в которой он получает право (лицензию) взимать плату с пользователей общественных услуг. Право взимать плату с пользователей общественных услуг не является безусловным правом на получение денежных средств, потому что суммы зависят от степени, в которой общественность пользуется услугами.

Если услуги оператора по строительству оплачиваются частично финансовым активом и частично нематериальным активом, необходимо вести учет отдельно для каждого компонента вознаграждения оператора. Вознаграждение, полученное или подлежащее получению по обоим компонентам, должно первоначально признаваться по справедливой стоимости полученного или подлежащего получению воз награжде ния.



 

addizbr

Подписаться на новости: