Процесс движения специальной оснастки и специальной одежды (далее — активов) состоит из трех основных стадий:
- стадии поступления активов в организацию; - стадии отпуска активов в производство (эксплуатацию); - стадии выбытия активов из организации.
На первой стадии производится принятие активов к учету на основе первичных учетных документов и их стоимостная оценка.
Активы могут поступать в организацию путем:
- приобретения активов за плату; - изготовления активов самой организацией; - поступления "активов в счет вклада в уставный капитал; - безвозмездного получения активов и др.
На второй стадии происходит отпуск активов в производство (эксплуатацию) и устанавливается порядок включения их стоимости в затраты производства. Кроме того, на этой стадии осуществляется оперативный учет специальной оснастки и специальной одежды в организации.
На третьей стадии осуществляется учет активов, выбывающих из организации вследствие различных причин.
Выбытие активов из организации может происходить по следующим причинам:
- списание активов (из-за морального и физического износа, ликвидации при авариях, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных обстоятельствах); - продажа (реализация) активов; - передача активов счет вклада в уставный капитал других организаций; - безвозмездная передача активов другим организациям и лицам (за исключением договора безвозмездного пользования) и др.
Все операции по движению активов (поступление, отпуск в производство, выбытие) должны оформляться первичными учетными документами.
Для оформления и учета хозяйственных операций по движению рассматриваемых активов в большинстве случаев можно использовать унифицированные формы первичной учетной документации, применяемые для оформления и учета операций по движению материалов.
Приемка и оприходование поступающей специальной оснастки и специальной одежды складами организации, как правило, оформляются путем составления приходных ордеров (форма № М-4).
При изготовлении специальной оснастки и специальной одежды собственными силами организации принятие их к бухгалтерскому учету должно подтверждаться «Актом выполненных работ по изготовлению специальной оснастки и специальной одежды» по форме, устанавливаемой организацией (образец формы приведен в Методических указаниях).
Передача изготовленной в организации специальной оснастки и специальной одежды подразделениями-изготовителями (цехами) на склады организации должна оформляться требованием-накладной и/или накладной соответственно по формам № М-11 и № М-15.
Требование-накладная (накладная), как правило, выписывается в трех экземплярах. Первый экземпляр передается бухгалтерской службе для оприходования изготовленной специальной оснастки и списания затрат по соответствующему заказу. Второй экземпляр передается вместе с изготовленными объектами специальной оснастки на склад организации, а третий остается в подразделении-изготовителе.
Отпуск специальной оснастки и специальной одежды в производство (эксплуатацию) со складов организации производится на основании требования-накладной и/или накладной (формы № М-11 и № М-15), а также по лимитно-заборным картам (форма № М-8).
При использовании в организации забалансового учета объектов специальной оснастки их выбытие в качестве объекта учета осуществляется на основании «Акта на списание».
В качестве «Акта на списание» организация может использовать формы № МБ-4 «Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов» и № МБ-8 «Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов»:
Исходя из конкретных условий своей деятельности, организация может помимо форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению специальной оснастки и специальной одежды. При этом указанные формы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
Организация должна также осуществлять оперативный учет специальной оснастки и специальной одежды, порядок которого излагается ниже.
|