Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Ирина Зубова








Расчет и анализ различных показателей рентабельности за ряд периодов Печать E-mail

 Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий финансовые результаты деятельности предприятия.
 Рентабельность также называется показателем эффективности деятельности предприятия.
 Существуют различные показатели рентабельности, которые объединяют в 3 группы:
- показатели, характеризующие эффективность использования имущества
- показатели, характеризующие использование источников формирования имущества
- показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия
Рентабельность часто отождествляют с показателем «прибыльность», «отдача».
Каждый показатель рентабельности дает представление о том, сколько рублей прибыли можно получить с каждого рубля имущества, источников образования имущества, затрат и т.д.
Чаще всего при этом используют показатели чистой прибыли, но предприятие по своему усмотрению и прибыль от продаж, прибыль до налогообложения (бухгалтерская).
Наиболее популярными в финансовом анализе предприятия являются следующие показатели:

1. Рентабельность активов (Ра) определяется по формуле:

Ра=ЧП/А=стр.190 Ф2/стр.300Ф1

где ЧП – чистая прибыль;
А – активы.

А рассчитываются как средняя величина за год. 

Аср.=(А(н.г.)+А(к.г.))/2;

2. Рентабельность оборотных активов (Роб.а.) определяется по формуле:

Роб.а.=ЧП/Аоб.= стр.190 Ф2/стр.290 Ф1

где Аоб – оборотные активы.

Аоб - рассчитываются в среднем за год.

3. Рентабельность производственных фондов (Рпф) рассчитывается по формуле:

(Рпф)=ЧП/(ОС+МоА)=стр.190Ф2/стр.290Ф1

где: ОС – основные средства;

МоА – сырьё, материалы.

ОС и МоА рассчитываются в среднем за год.

4. Рентабельность собственного капитала (Рск) определяется по формуле:

Рск=ЧП/СК=стр.190Ф2/стр.490Ф1

где СК – собственный капитал.
СК рассчитывается в среднем за год.

5. Рентабельность инвестиций (Рин) рассчитывается по формуле:

Рин=ЧП/(СК+ДО)=стр.190Ф2/(стр. 490Ф1+стр.590Ф1)
где ДО – долгосрочные обязательства

6. Рентабельность продаж (Рп) рассчитывается по формуле:

Рп=ПП/В=стр.050Ф2/010Ф2
где ПП – прибыль от продаж.

В - выручка

7. Рентабельность основной деятельности (Род) рассчитывается по формуле:

Род=ПП/З=стр.050Ф2/(стр.020Ф2+стр.030Ф2+стр.040Ф2)
где З – затраты, состоящие из: себестоимости проданных товаров, коммерческих и управленческих расходов.

8.  Рентабельность реализации продукции

Рр=ЧП/В=стр.190Ф2/стр.010Ф2
 
этот показатель говорит об эффективности не только хозяйственной деятельности предприятия, но и процессах ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции (Форма №2), так и по отдельным ее видам (информация из внутренней отчетности, доступная финансовому менеджеру).

Финансовые аналитики – внешние пользователи информации, могут рассчитывать и другие показатели рентабельности в зависимости от цели, от доступности информации из внешней отчетности. Часто эти показатели рассчитывают не коэффициентах, а в %.
 Анализ проводится путем сопоставления рассчитываемых показателей рентабельности за ряд периодов. Для этого составляется таблица:

Показатели Базовый год Отчетный год Отклонения
Рентабельность активов      
Рентабельность текущих активов      
Рентабельность инвестиций      
Рентабельность СК      
Рентабельность основной деятельности      
Рентабельность производства      
Рентабельность реализации продукции      
Рентабельность продаж      

 

Рассчитанные показатели данной таблицы позволяют с использованием метода горизонтального анализа выявить тенденции в применении показателей за ряд периодов.
Во всех случаях снижение рентабельности (отклонение с «-») говорит о негативной тенденции снижения прибыльности в деятельности предприятия. Это настораживает всех заинтересованных внешних пользователей информации, в т.ч. потенциальных инвесторов, банков, а также приводит к снижению инвестиционной привлекательности предприятия. Поэтому многие западные предприятия стремятся в системе внешней бухгалтерской отчетности показать высокие значения прибыли, продемонстрировать рост рентабельности, но с другой стороны это может говорить о неудачной амортизационной политике, приводящей к физическому и моральному старению оборудования, а, следовательно, к ухудшению стратегических, прогнозных показателей, в т.ч. и рентабельности.
 Беспроигрышный вариант роста рентабельности – это поиск резервов снижения затрат интенсивного использования оборудования, его более полной загрузки за счет экономичного использования и роста оборачиваемости оборотных активов, роста производительности труда работников.

Лекции ТИПБ

 

 

 

 

 

addizbr

Подписаться на новости: