Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий финансовые результаты деятельности предприятия. Рентабельность также называется показателем эффективности деятельности предприятия. Существуют различные показатели рентабельности, которые объединяют в 3 группы: - показатели, характеризующие эффективность использования имущества - показатели, характеризующие использование источников формирования имущества - показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия Рентабельность часто отождествляют с показателем «прибыльность», «отдача». Каждый показатель рентабельности дает представление о том, сколько рублей прибыли можно получить с каждого рубля имущества, источников образования имущества, затрат и т.д. Чаще всего при этом используют показатели чистой прибыли, но предприятие по своему усмотрению и прибыль от продаж, прибыль до налогообложения (бухгалтерская). Наиболее популярными в финансовом анализе предприятия являются следующие показатели:
1. Рентабельность активов (Ра) определяется по формуле:
Ра=ЧП/А=стр.190 Ф2/стр.300Ф1
где ЧП – чистая прибыль; А – активы.
А рассчитываются как средняя величина за год.
Аср.=(А(н.г.)+А(к.г.))/2;
2. Рентабельность оборотных активов (Роб.а.) определяется по формуле:
Роб.а.=ЧП/Аоб.= стр.190 Ф2/стр.290 Ф1
где Аоб – оборотные активы.
Аоб - рассчитываются в среднем за год.
3. Рентабельность производственных фондов (Рпф) рассчитывается по формуле:
(Рпф)=ЧП/(ОС+МоА)=стр.190Ф2/стр.290Ф1
где: ОС – основные средства;
МоА – сырьё, материалы.
ОС и МоА рассчитываются в среднем за год.
4. Рентабельность собственного капитала (Рск) определяется по формуле:
Рск=ЧП/СК=стр.190Ф2/стр.490Ф1
где СК – собственный капитал. СК рассчитывается в среднем за год.
5. Рентабельность инвестиций (Рин) рассчитывается по формуле:
Рин=ЧП/(СК+ДО)=стр.190Ф2/(стр. 490Ф1+стр.590Ф1) где ДО – долгосрочные обязательства
6. Рентабельность продаж (Рп) рассчитывается по формуле:
Рп=ПП/В=стр.050Ф2/010Ф2 где ПП – прибыль от продаж.
В - выручка
7. Рентабельность основной деятельности (Род) рассчитывается по формуле:
Род=ПП/З=стр.050Ф2/(стр.020Ф2+стр.030Ф2+стр.040Ф2) где З – затраты, состоящие из: себестоимости проданных товаров, коммерческих и управленческих расходов.
8. Рентабельность реализации продукции
Рр=ЧП/В=стр.190Ф2/стр.010Ф2 этот показатель говорит об эффективности не только хозяйственной деятельности предприятия, но и процессах ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции (Форма №2), так и по отдельным ее видам (информация из внутренней отчетности, доступная финансовому менеджеру).
Финансовые аналитики – внешние пользователи информации, могут рассчитывать и другие показатели рентабельности в зависимости от цели, от доступности информации из внешней отчетности. Часто эти показатели рассчитывают не коэффициентах, а в %. Анализ проводится путем сопоставления рассчитываемых показателей рентабельности за ряд периодов. Для этого составляется таблица:
Показатели |
Базовый год |
Отчетный год |
Отклонения |
Рентабельность активов |
|
|
|
Рентабельность текущих активов |
|
|
|
Рентабельность инвестиций |
|
|
|
Рентабельность СК |
|
|
|
Рентабельность основной деятельности |
|
|
|
Рентабельность производства |
|
|
|
Рентабельность реализации продукции |
|
|
|
Рентабельность продаж |
|
|
|
Рассчитанные показатели данной таблицы позволяют с использованием метода горизонтального анализа выявить тенденции в применении показателей за ряд периодов. Во всех случаях снижение рентабельности (отклонение с «-») говорит о негативной тенденции снижения прибыльности в деятельности предприятия. Это настораживает всех заинтересованных внешних пользователей информации, в т.ч. потенциальных инвесторов, банков, а также приводит к снижению инвестиционной привлекательности предприятия. Поэтому многие западные предприятия стремятся в системе внешней бухгалтерской отчетности показать высокие значения прибыли, продемонстрировать рост рентабельности, но с другой стороны это может говорить о неудачной амортизационной политике, приводящей к физическому и моральному старению оборудования, а, следовательно, к ухудшению стратегических, прогнозных показателей, в т.ч. и рентабельности. Беспроигрышный вариант роста рентабельности – это поиск резервов снижения затрат интенсивного использования оборудования, его более полной загрузки за счет экономичного использования и роста оборачиваемости оборотных активов, роста производительности труда работников.
Лекции ТИПБ
|