Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Ирина Зубова








Факторный анализ показателей рентабельности Печать E-mail

Факторный анализ рентабельности – позволяет выявить факторы, влияющие на каждый из показателей рентабельности; оценить влияние каждого из факторов на общее отклонение рентабельности отчетного периода по сравнению с базовым («+» или «-» удельный вес влияния), наметить направления и разработать мероприятия по исключению отрицательного влияния на рентабельность, а также по повышению «+» факторов.
 Существуют разные модели для проведения факторного анализа рентабельности. Наиболее популярными и удобными являются модели, основанные на способе цепных подставок.
 Рассмотрим методику проведения факторного анализа некоторых показателей рентабельности:
1. рентабельность активов
2. рентабельность СК
3. рентабельность продаж;
4. рентабельность производства (производственных фондов):

Факторный анализ рентабельности активов
В  мировой  практике  большую  популярность  имеет  формула  Дюпона,  позволяющая  провести   факторный  анализ  рентабельности  активов. В  процессе  анализа  выявляется,  какое  влияние  на  рентабельность  активов  оказывает  каждый  из  факторов  в  отдельности  и  их  совокупность. С  помощью  формулы  Дюпона  существует  возможность  выбора  при  поиске  путей  увеличения  рентабельности  активов:

1) повышение  оборачиваемости  активов, 

2)  рост  рентабельности  реализации,

3)  совокупное  воздействие  на  оба  эти  показателя.

В финансовом  анализе  принято  качественные  показатели  принимать  на  уровне  базового,  а  количественные  на  уровне  фактического,  поэтому  нижеприведенная  формула  Дюпона  дает  более  объективную  оценку  влияния  факторов.         
Методика  факторного  анализа  рентабельности  активов  ООО по  формуле  Дюпона:
1. Выявляются  факторы,  влияющие  на  рентабельность  активов.
РА = ЧП / А = ЧП х В / А х В = В / А х ЧП / В =   РА  = КОА х РР
где
РА – рентабельность  активов,
ЧП – чистая  прибыль,
В – выручка,
А - суммарные  активы,
КОА – коэффициент  оборачиваемости  активов,
РР – рентабельность  реализации.
КОА = Выручка  от  реализации / Валюта баланса = строка  010 / (строка 300 баланса НА НАЧАЛО ГОДА  + строка 300 баланса НА КОНЕЦ  ГОДА)

где
строка 010 – строка « Отчета  о  прибылях  и  убытках »,
строка -  300 строка  баланса  на  начало  и  конец  рассматриваемого  периода.
2. Определяется  общее  изменение  рентабельности  активов  за  2 периода (года).
Δ РА ОБЩ. = РА ОТЧ. – РА БАЗ.
где
Δ  РА ОБЩ – общее изменение  рентабельности  активов.
 3.  Определяется  расчет  того,  как  каждый  из  факторов  повлиял  на  изменение  рентабельности  активов.
а)  Δ РА К ОА  = (КОА ОТЧ. – КОА БАЗ) х РР БАЗ.
где
Δ РА КОА – изменение рентабельности  активов  за  счет  фактора  оборачиваемости  активов.
б)  влияние  рентабельности  реализации  на  изменение  рентабельности  активов.
Δ РА РР  = (РР ОТЧ. – РР БАЗ) х КОА ОТЧ.

где
Δ РА РР  - изменение  рентабельности  активов за счет  фактора  рентабельности  (реализации) продаж.
 4. Определяется  совокупное  влияние  2-х факторов  на  общее  изменение  рентабельности  активов.
Δ  РА ОБЩ  = Δ РА К ОА  + Δ РА РР 
 
Для  обеспечения  роста  РА  необходимо  соблюдение  следующего  условия:
JЧП  >  JВ  >  JА  > 1 – правило деловой  активности.
где
JЧП – индекс « чистая прибыль »
JВ – индекс « выручка »
JА – индекс «активы »
Чтобы  JЧП  >  JВ,   необходимо  эффективно  управлять  затратами,  обеспечивая  их  снижение  на  рубль  выручки,  в  т. ч.  необходимо  изыскивать  резервы  снижения  себестоимости,  управленческих  и  коммерческих  расходов,  а  прочих  расходов.  Кроме  того,  важно  проводить  эффективную  ценовую  политику,  добиваясь  роста  цен  за  счет  качества.
Чтобы     JВ  >  JА,  необходимо  обеспечивать  эффективное  управление  активами, в т. ч.  основными  средствами,  запасами,  дебиторской  задолженностью,  денежными  средствами,  тогда  при  наличии  того  же  имущества  предприятие   будет  добиваться  наращивания  выручки.  Важным  является  изыскать  возможность  увеличения  выручки  за  счет  роста  цен,  это  означает,  что  при  неизменном  имуществе  обязательно  вырастет  выручка.  Для  этого  необходимо  активизировать  маркетинговую  деятельность,  обосновываясь  управленческими  решениями  ценовой  политики.
 JА  > 1  означает,  что  предприятие  расширяется,  развивается  обеспечивается  расширенное  воспроизводство.

 

Лекции ТИПБ

 

 

 

addizbr

Подписаться на новости: