Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Ирина Зубова








Учет расчетов по местным налогам (расчеты по земельному налогу) Печать E-mail

Расчеты по земельному налогу должны производиться в соответствии с гл. 31 «Земельный налог» НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В городах федерального значения — Москве и Санкт- Петербурге налог устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ.

Для организаций г. Москвы ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты налога и т. д. установлены Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» (с учетом последующих изменений и дополнений).

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по Договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения:


- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, и которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объ­ектами археологического наследия;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, в пределах лесного фонда;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к покупателю в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Если покупателями здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налогоплательщики — организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговым периодом признается календарный год.

С 2008 г. отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставни устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного 1 строительства,
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5% от кадастровой стоимости прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и/или разрешенного использования земельного участка.

В НК РФ предусмотрены налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков земельного налога, в частности освобождаются от налогообложения:
- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;


- организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;


- религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;


- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%,в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;


- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%,— в отношении земельных участков, используемых ими для производства и/или реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья, иных полезных ископаемых и др.), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);


- учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов,— в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;


- организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов и др.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по, земельному налогу.

Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налогоплательщики-организации должны самостоятельно исчислять сумму земельного налога и сумму авансовых платежей по налогу.

Порядок и сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных щ образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). а например, в г. Москве земельный налог, подлежащий уплате по истечении года, уплачивается не позднее 1 февраля следующего года, а авансовые платежи по нему не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом,

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленного за календарный год, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по земельному налогу.

Для целей бухгалтерского учета земельный налог и авансовые платежи по нему включаются в состав расходов по обычным видам деятельности или в состав прочих расходов. В случае когда земельный участок используется в производственных целях, суммы платежей по земельному налогу относятся на затраты производства или расходы на продажу (счета 20, 26, 44) в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и- сборам» (например, субсчет 68–9 «Расчеты по земельному налогу»).

В случае когда земельный участок не используется в производственных целях, суммы платежей по земельному налогу относятся к прочим расходам и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91–2 «Прочие расходы») и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68–9 «Расчеты по земельному налогу»).

Перечисление земельного налога в бюджет отражается в учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68–9 «Расчеты по земельному налогу») в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетные счета».

Пример 3. Допустим, что организация имеет участок земли на праве постоянного (бессрочного) пользования и использует его для производственных целей. Налоговая ставка, установленная нормативным правовым актом местных властей, составляет 1,5%. Кадастровая стоимость участка земли по состоянию на 1 января 2009 г. составляет 400 тыс. руб.

При использовании данных примера 3 годовая сумма земельного налога по итогам налогового периода составит: 400 000 руб. х 1,5% = 6000 руб.

Сумма авансового платежа по налогу по итогам 1 квартала составит: х 400 000 руб. х 1,5% = 1500 руб.

Сумма авансового платежа по налогу по итогам 2 квартала составит: % х 400 000 руб. х 1,5% = 1500 руб.

Сумма авансового платежа по налогу по итогам 3 квартала составит: % х 400 000 руб. х 1,5% = 1500 руб.

За 9 месяцев (три квартала) отчетного года сумма авансовых платежей составит: 1500 руб. + 1500 руб. + 1500 руб. = 4500 руб.

Следовательно, сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит 1500 руб. (6000 руб.— 4500 руб.).

Для целей налогового учета земельный налог и авансовые платежи по нему относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и включаются в расходы организации, учитываемые при исчислении налога на прибыль.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представ- пять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу.

Организации-налогоплательщики, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу.

Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу должны представляться налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налоговые декларации по земельному налогу должны представляться в налоговый орган не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

addizbr

Подписаться на новости: