Оценка товаров в торговых организациях Печать

Порядок оценки товаров торговыми организациями зависит от способа продажи приобретенных товаров — оптовой или розничной продажи.

К розничной торговле относится продажа товаров физическим лицам (населению) для личного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

К оптовой торговле относится продажа товаров юридическим лицам и физическим лицам (индивидуальным предпринимателям) для осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с ПБУ 5/01 и Планом счетов бухгалтерского учета организации, осуществляющие торговую деятельность, могут учитывать приобретенные для перепродажи товары одним из следующих способов:
по покупной стоимости (стоимости их приобретения);
по продажным ценам с отдельным учетом наценок (скидок);
по учетным ценам.

Организации оптовой торговли могут учитывать приобретенные товары по покупной стоимости (стоимости их приобретения) или по учетным ценам.

Организаций, осуществляющие розничную торговлю, кроме этих способов могут также использовать способ учета товаров по продажным ценам с отдельным учетом наценок (скидок).

Учет товаров по учетным ценам предусмотрен Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета и производится в порядке, аналогичном порядку учета соответствующих операций с материалами.

Формирование покупной стоимости товаров может осуществляться двумя способами:
по стоимости приобретения, включающей цену поставщика и другие расходы (например, транспортные расходы), связанные с приобретением товаров и произведенные до момента передачи товаров в продажу;
только по цене поставщика, с отнесением на расходы на продажу других расходов по заготовке и доставке товаров, произведенных до момента передачи товаров в продажу.

С точки зрения минимизации налогообложения, более оптимальным является первый способ, согласно которому транспортные расходы включаются в покупную стоимость приобретаемых товаров.

К фактическим затратам на приобретение товаров относятся:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;
таможенные пошлины;
невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены товары;
затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации;
затраты на услуги транспорта по доставке товаров до места их использования, если они не включены в цену товаров, установленную договором;
начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит);
начисленные до принятия к бухгалтерскому учету товаров проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих товаров;
затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик товаров);
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.

При выборе способа оценки товаров следует принимать во внимание периодичность поступления товаров, условия их поставки, стоимость услуг, связанных с их приобретением, и др.

Выбранный организацией способ оценки товаров должен быть отражен в учетной политике организации.

В учетной политике организации также должен быть отражен выбранный способ формирования покупной стоимости товаров (с учетом или без учета транспортных расходов в покупной стоимости товаров).