Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Ирина Зубова








Принятие решений по ценообразованию Печать E-mail

Среди целей управленческого учета подготовка информации для установления цены на производимую продукцию и оказыва­емые услуги имеет особое значение. Изменение цен на продукцию предприятия могут повлечь за собой различные факторы. Напри­мер, ценовая политика конкурентов может потребовать от руко­водства предприятия снижения цен в целях удержания доли рынка. Кроме того, организация порой вынуждена снижать цены, чтобы завоевать дополнительный сегмент рынка. Рост цен на потребля­емые ресурсы, напротив, влечет за собой рост отпускных цен.

Для примера рассмотрим две ситуации:

1) возможность повы­шения цен на продукцию в период сезонного роста продаж и

2) снижение цен под влиянием снижения цен конкурентами. Сно­ва обратимся к деятельности кондитерской фабрики.

Ситуация 1. В табл. 1 приведены данные об объемах реа­лизации кондитерской продукции в период роста продаж.

В сезон у фабрики появляется возможность повысить цены на отдельную продукцию, пользующуюся наибольшим спросом. Про­анализируем, как повлияет повышение цен на финансовый резуль­тат кондитерской фабрики.Допустим, новая цена за 1 кг пралине превысит старую на 5% и составит 7,875 руб., а цена за 1 кг ассорти будет поднята на 7% и составит 5,71 руб. При этом сделаем предположение, что объем продаж и расходы фабрики останутся неизменными.

В этом случае удельный маржинальный доход (МДуд) по прали­не составит

МД = 7,875 - 3,37 = 4,51 руб.

С учетом объемов продаж пралине совокупный маржинальный доход по этой группе продукции будет равен

4,51 * 12 496 = 56 357 руб.

Таблица 1.

Объемы реализации продукции

Показатель Пралине Ассорти Итого
'1. Объем продаж, кг 12 496 216 496 228 992
2. Цена за 1 кг, руб. 7,5 5,33
3. Выручка от реализации продукции, руб. 93 720 1 151 493 1 245 213
4. Совокупные переменные затраты, руб. 42 116 368 342 410 458
5. Маржинальный доход (стр. 3 - стр. 4), руб. 51 604 1 086 488 834 755
6. Постоянные затраты, руб. 241 789
Удельные переменные затраты 7. (стр. 4/стр. 1), руб. 3,37 1,7 1,79
8. Операционная прибыль, руб. 592 966

 

Произведя аналогичные расчеты по суфле, получим, что удель­ный маржинальный доход составляет 4,01 руб., а совокупный, со­ответственно, — 868 149 руб.
Следовательно, общий доход по двум рассматриваемым группам продукции составит
56 357 + 868 149 = 924 506 руб.
Прибыль возрастет до 682 717 руб. (924 506 — 241 789). Это пре­высит прибыль, зарабатываемую фабрикой до повышения цен, на 89 751 руб.
Ситуация 2. Допустим, под влиянием снижения цен конку­рентов кондитерская фабрика вынуждена снизить цену на ассорти с 5,33 до 2,5 руб. Эффективно ли такое управленческое решение? Ответим на этот вопрос, используя два вида информации — о пол­ной и переменной себестоимости продукции. В табл. 2 приведе­на информация о полной себестоимости.
Таблица 2.
Полная себестоимость продукции
Показатель Пралине Ассорти Итого
1. Объем продаж, кг 12 496 216 496 228 992
2. Цена за 1 кг, руб. 7,5 2,5
3. Выручка от реализации продукции, руб. 93 720 541 240 1 203 976
4. Полная себестоимость продукции, руб. 55 362 596 885 652 247
5. Финансовый результат (стр. 3 - стр. 4), руб. 38 358 -55 645 -17 287
Видно, что следствием снижения цен станет отрицательный финансовый результат. На первый взгляд, принятие подобного решения нецелесообразно. Более разумным кажется снять продук­цию с производства.
Теперь обратимся к оценке выгодности производства ассорти по сниженной цене, используя информацию системы «директ-костинг» (табл. 3).
Таблица 3.
Информация по системе «директ-костинг»
Показатель В расчете на
1 кг 216 496 кг
1. Выручка от реализации продукции, руб. 2,5 541 240
2. Переменная себестоимость, руб. 1,7 368 342
3. Маржинальный доход (стр. 1 - стр. 2), руб. 0,8 172 898
Выполненные расчеты позволяют заключить, что производство ассорти не является убыточным: реализация этой продукции при­носит фабрике 172 898 руб. маржинального дохода. В той же мере вносится вклад и в формирование прибыли фабрики.
Производство ассорти выгодно фабрике до тех пор, пока оно обеспечивает положительный маржинальный доход.В этой связи управленческий учет оперирует двумя понятия­ми — долгосрочный и краткосрочный нижний предел цены.
Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую минималь­ную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты пред­приятия на производство и реализацию продукции. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции.
Краткосрочный нижний предел цены — это та цена, которая спо­собна покрыть лишь переменную часть издержек. Этот предел со­ответствует себестоимости, рассчитанной по системе «директ-костинг». Руководство российских предприятий, как правило, недо­оценивает значение данного показателя. В некоторых ситуациях при недостаточной загруженности производственных мощностей привлечение дополнительных заказов может быть оправдано даже в том случае, когда установленная цена не покрывает полностью издержек по их выполнению. Снижать цену на такие заказы мож­но до ее краткосрочного нижнего предела.
В примере, рассмотренном выше, краткосрочный нижний пре­дел цены составляет 1,7 руб. за 1 кг продукции, он обеспечит фаб­рике нулевой маржинальный доход.

 

 

addizbr

Подписаться на новости: