Какие формы обязана сдавать коммерческая организация (субъект малого предпринимательства), применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность - ГЛАВБУХ-ИНФО

 

 

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Ирина Зубова








Какие формы обязана сдавать коммерческая организация (субъект малого предпринимательства), применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность Печать E-mail

Организация до сентября 2015 года вела деятельность заказчика-застройщика. Для учета поступления и использования средств дольщиков использует счет 86. Все обязательства по договорам долевого участия застройщиком исполнены в III квартале 2015 года. Подлежит обязательному аудиту. За IV квартал в Департамент по надзору за долевым строительством отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, вместе с годовой бухгалтерской отчетностью представлять не будет.
Какие формы обязана сдавать коммерческая организация (субъект малого предпринимательства), применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность?
Обязательно ли сдавать Отчет о целевом использовании средств (форма по ОКУД 0710006) организации-застройщику в данной ситуации?
Коммерческая организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в обязательном порядке представляет только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
Организации-застройщику в составе годовой бухгалтерской отчетности целесообразно представить отчет о целевом использовании средств.
Обоснование позиции:
Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность
Право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установлено ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
Представлять такую отчетность разрешено, в частности, организациям, имеющим статус субъекта малого предпринимательства (п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).
Экономические субъекты, которые не могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, поименованы в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.
Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут составлять специально разработанные упрощенные формы отчетности. Состав и содержание этих форм утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее - Приказ N 66н) (п.п. 6, 6.1, приложение N 5 Приказа N 66н, п. 18 информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015, далее - Информация). Форматы представления такой отчетности в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 31.12.2015 N АС-7-6/710@.
В то же время абз. 4 п. 6 Приказа N 66н предусмотрено, что организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут формировать представляемую бухгалтерскую отчетность не по упрощенной, а по общеустановленной форме (письмо ФНС России от 29.05.2015 N ГД-3-3/2180@). Общеустановленный формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утвержден приказом ФНС России от 31.12.2015 N АС-7-6/711@.
Организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в обязательном порядке представляет только:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах (некоммерческие организации - отчет о целевом использовании средств).
Включать в состав отчетности приложения (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения) не обязательно.
Такие приложения требуется составлять только с целью приведения в них наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 6 Приказа N 66н, п. 17 Информации).
При этом Минфин России рекомендует раскрывать в приложениях:
- положения учётной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах. Например, использовался ли кассовый метод учёта доходов и расходов, учитывался ли наряду с текущим отложенный налог на прибыль, факты перспективного изменения учётной политики или перспективного пересчёта при исправлении существенных ошибок и т.п.;
- информацию о существенных фактах хозяйственной жизни, не раскрываемую показателями бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах. Например, о существенных операциях с собственниками (учредителями), таких как начисления и выплаты дивидендов, вклады в уставный капитал и т.п. (информация Минфина России "Бухгалтерская отчётность субъектов малого предпринимательства").
Организация, применяющая упрощенные способы ведения учета, может раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях приводятся обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п.п. 19-20 Информации, письмо Минфина России от 03.04.2012 N 03-02-07/1-80). В баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей без их детализации по статьям (п. 6 Приказа N 66н, п. 18.1 Информации).
Необходимость составления отчета о целевом использовании средств застройщиком
Сразу отметим, что на основании п. 1 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ застройщики, осуществляющие деятельность по строительству объектов с привлечением средств дольщиков, не имеют права на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, так как бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщика подлежит обязательному аудиту согласно п. 6 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 23 Закона N 214-ФЗ застройщики обязаны ежеквартально представлять в контролирующий орган:
- отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, установленными Правилами представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645, далее - Правила);
- а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В соответствии с п. 2 Правил застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган (в данном случае в Департамент по надзору за долевым строительством) отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. В состав этой специальной отчетности застройщика включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных этими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Специальная отчетность застройщика представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору (п. 3 Правил).
Как следует из вопроса, все обязательства по договорам долевого участия застройщиком исполнены в III квартале 2015 года. Поэтому за IV квартал в Департамент по надзору за долевым строительством отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, вместе с годовой бухгалтерской отчетностью представлять не требуется.
При этом застройщик, как и все иные организации, обязан представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в орган государственной статистики по месту своей государственной регистрации (ст. 18 Закона N 402-ФЗ), а также в налоговый орган по месту нахождения организации (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
В общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческой организации состоит из (ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (далее - ПБУ 4/99), п.п. 1, 2, 4 Приказа N 66н):
- бухгалтерского баланса;
- отчета о финансовых результатах;
- и приложений к ним в виде:
а) отчета об изменениях капитала;
б) отчета о движении денежных средств;
в) отчета о целевом использовании средств;
г) иных пояснений, оформленных в табличной и (или) текстовой форме, содержание которых определяется организациями самостоятельно с учетом приложения N 3 к Приказу N 66н.
В письме Минфина России от 29.01.2008 N 07-05-06/18 специалисты финансового ведомства, исходя из положений п. 6 ПБУ 4/99, указали, в частности, что застройщик должен раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию об:
- обязательствах участников договора по внесению денежных средств с выделением не внесенных в срок платежей;
- обязательствах застройщика перед участниками договора по передаче прав на объект строительства после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию;
- обязательствах застройщика перед участниками договора, возникающих в случае, если объект построен с отступлениями от условий договора, приведшими к ухудшению качества объекта, или с иными недостатками, а также по возврату денежных средств и уплаты процентов в случае существенного нарушения требований к качеству объекта долевого строительства;
- задолженности по кредитам и займам, привлеченным для долевого строительства;
- активах застройщика, находящихся в залоге в обеспечение исполнения обязательств по договору залогом;
- задолженности участников договора по оплате квартир после завершения долевого строительства и признания застройщиком выручки от продажи квартир.
Исходя из положений ч. 2 ст. 14 Закона N 402-ФЗ, отчет о целевом использовании средств должен присутствовать в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации (за исключением случаев, установленных непосредственно Законом N 402-ФЗ (например организации госсектора) и иными федеральными законами). В этой форме раскрывается информация о целевом использовании средств, полученных некоммерческой организацией для обеспечения ее уставной деятельности, в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой доходов и расходов (бюджетом, финансовым планом).
В отношении коммерческих организаций обязательное составление отчета о целевом использовании средств законодательством не предусмотрено.
Однако, по мнению специалистов Минфина России и Федерального казначейства, если у коммерческой организации есть целевые поступления, отражаемые на счете 86 "Целевое финансирование", то полученные суммы целевых поступлений рекомендуется отражать в отчете о целевом использовании средств, как прочие*(1).
Денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору, подлежат использованию застройщиком только для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в целях, установленных п. 1 ст. 18 Закона N 214-ФЗ. То есть полученные от дольщиков денежные средства являются средствами целевого финансирования.
На данный момент существует две точки зрения по вопросу отражения в бухгалтерском учете поступления и использования средств дольщиков.
Так, ряд специалистов, основываясь на п. 3.2.1 "Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций" (утверждено письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160), приходят к выводу о том, что средства дольщиков следует учитывать в качестве целевого финансирования, т.е. на одноименном счете 86.
Согласно другой точке зрения средства дольщиков следует учитывать в качестве задолженности застройщика, т.е. на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Данное мнение следует из писем Минфина России от 08.05.2014 N 07-01-12/21775, от 18.05.2006 N 07-05-03/02.
В этой связи организации-застройщику в силу п.п. 2, 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" применяемую методику следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Как следует из вопроса, организация для учета поступления и использования средств дольщиков использует счет 86. Исходя из разъяснений специалистов Минфина России и Федерального казначейства*(1), организации в таком случае целесообразно составить отчет о целевом использовании средств.
Анализ судебной практики показывает, что органы, контролирующие долевое строительство и получающие ежеквартально от застройщиков бухгалтерскую отчетность на основании п. 6 ч. 6 ст. 23 Закона N 214-ФЗ, предъявляют претензии к застройщикам, которые в составе бухгалтерской отчетности не представляют, в том числе, отчет о целевом использовании средств. Суды поддерживают контролирующие органы и привлекают застройщика к ответственности по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ (постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 N 02АП-10126/15, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 N 14АП-7657/15, Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 N 09АП-40702/14).
Если организация в составе отчетности за 2014 год и другие предыдущие годы представляла отчет о целевом использовании средств в составе годовой бухгалтерской отчетности, то оснований не составлять его по итогам 2015 года не имеется, так как строительство завершено в 2015 году и целевое использование средств дольщиков осуществлялось.
В то же время форма отчета о целевом использовании средств (форма по ОКУД 0710006), установленная приложением N 2 к Приказу N 66н, с детализацией по кодам строк 6100-6400 (приложение N 4 к Приказу N 66н) не отражает специфики деятельности застройщика, в частности направления использования средств дольщиков согласно п. 1 ст. 18 Закона N 214-ФЗ.
Если использовать указанную форму отчета о целевом использовании средств, то застройщик должен отразить поступление средств дольщиков за год по строке 6250 "Прочие", а использование - по строке 6350 "Прочие", что, по сути, не отражает должной информации. И при существенности сумм значения указанных строк необходимо дополнительно расшифровать либо в табличном виде, либо в текстовых пояснениях.
Поскольку законодательство не обязывает коммерческие организации составлять отчет о целевом использовании средств (форма по ОКУД 0710006), то, по нашему мнению, во избежание претензий, застройщику целесообразно самостоятельно разработать табличную форму отчета об использовании средств дольщиков, где, как и в отчете о целевом использовании средств, должна найти отражение информация об остатке средств на начало отчетного года, поступлении и использовании средств дольщиков, остатке средств на конец отчетного года, с учетом положений п. 1 ст. 18 Закона N 214-ФЗ.

Ответ подготовил:
Вахромова Наталья
Контроль качества ответа:
Королева Елена
31 марта 2016 г.

 

addizbr

Подписаться на новости: