Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Ирина Зубова








Какие операции освобождены от НДС Печать E-mail
Индекс материала
Какие операции освобождены от НДС
Страница 2
Все страницы

Перечень операций, при выполнении которых НДС начислять не нужно, зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

 

ОСНО

Не начисляйте НДС по операциям:

  • которые не являются объектом обложения НДС;
  • которые льготируются (освобождены от налогообложения).

Операции, которые не являются объектом обложения НДС, перечислены в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:

  • реализация земельных участков (долей в них) (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • передача имущества и имущественных прав правопреемникам при реорганизации организации (подп. 2 п. 3 ст. 39, подп. 1 и 7 п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • передача имущества в счет вклада в уставный капитал другой организации (подп. 1 п. 2 ст. 146 и подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ) и т. д.

При осуществлении операций, не являющихся объектом обложения НДС, счета-фактуры не выставляйте (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Перечень операций, которые льготируются (освобождены от налогообложения), приведен в пунктах 1, 2 и 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:

  • предоставление денежных займов (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация лома и отходов черных и цветных металлов (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) которых не превышают 100 руб. на одну единицу (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах (подп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • образовательные услуги, оказываемые некоммерческими организациями. Льгота распространяется на услуги по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, а также дополнительных образовательных услуг, указанных в лицензии (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги, связанные с социальным обслуживанием несовершеннолетних детей, граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей (подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • безвозмездные услуги по производству (распространению) социальной рекламы (подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ) и т. д.

При осуществлении операций, освобожденных от налогообложения, счета-фактуры выставляйте с пометкой «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ)

Для ведения некоторых операций, перечисленных в статье 149 Налогового кодекса РФ, нужна лицензия. В таком случае НДС не платите, только если у организации есть лицензия на соответствующие виды деятельности (п. 6 ст. 149 НК РФ, абз. 3 письма Минфина России от 1 декабря 2005 г. № 03-04-11/321).

Льготы по НДС, предусмотренные статьей 149 Налогового кодекса РФ, не применяются в отношении вознаграждений по агентским договорам, договорам поручения и комиссии (п. 7 ст. 149 НК РФ). Исключением из этого правила являются только вознаграждения за оказание посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 156 НК РФ). Среди них – некоторые виды медицинских товаров, ритуальные услуги, изделия народных художественных промыслов.

Порядок начисления НДС в отдельных ситуациях приведен в таблице.

По операциям, перечисленным в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, организация может отказаться от льготы и платить НДС в обычном порядке.

Главбух советует: организации выгодно отказаться от льготы по НДС в следующих случаях:

  • при экспорте (поскольку, используя освобождение, организация теряет право применять ставку 0 процентов);
  • при отказе покупателей заключать договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), если в их стоимость не включен НДС;
  • если отказ от льготы по НДС приведет к увеличению прибыли организации (увеличение прибыли возможно, если у организации достаточно большие суммы входящего налога и покупатель согласен приобрести товар по повышенной цене);
  • если трудно вести раздельный учет по операциям, облагаемым НДС и освобожденным от налогообложения.

Если организация осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и освобожденные от обложения, то организуйте раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Ситуация: должна ли организация уведомить налоговую инспекцию о том, что она решила использовать льготу по НДС

Нет, не должна.

Условия применения льготы по НДС установлены главой 21 Налогового кодекса РФ. Среди них нет таких, которые обязывали бы организацию уведомлять налоговую инспекцию об ее использовании. Поэтому, чтобы начать применять льготу по НДС, никакого заявления (уведомления и т. п.) в налоговую инспекцию не подавайте. По той же причине не нужно и разрешение на использование льготы. Достаточно того, чтобы деятельность организации отвечала условиям, перечисленным в соответствующем пункте статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Налоговая инспекция узнает о том, что организация решила использовать льготу по НДС, из декларации по НДС.

Главбух советует: при проведении камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования льготы по НДС (п. 6 ст. 88 НК РФ). Поэтому соответствующие документы лучше подготовить заранее.

Льготы в образовании и здравоохранении

Ситуация: может ли столовая использовать льготу по НДС при реализации покупных продуктов питания в образовательной (медицинской) организации

Нет, не может.

Льгота по НДС, предусмотренная подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, распространяется:

  • на столовые образовательных или медицинских организаций, которые реализуют продукты питания в этих организациях;
  • на предприятия общепита, которые реализуют продукты питания образовательным (медицинским) организациям или работающим в них столовым.

При этом в обоих случаях от НДС освобождается реализация лишь тех продуктов питания, которые произведены (приготовлены, выработаны, переработаны) непосредственно этими столовыми или предприятиями общепита. Такое условие прямо прописано в подпункте 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Следовательно, со стоимости покупных продуктов питания, реализуемых в образовательных (медицинских) организациях, НДС нужно начислять на общих основаниях.

Классификация предприятий общепита и требования к их оборудованию установлены ГОСТ Р 50762-2007, утвержденным приказом Ростехрегулирования от 27 февраля 2007 г. № 475-ст. Поэтому право на льготу по НДС имеют только те организации общепита, которые соответствуют данному стандарту (письмо ФНС России от 19 октября 2011 г. № ЕД-4-3/17283).

Ситуация: должна ли организация иметь лицензию на продажу медицинской техники, чтобы воспользоваться льготой по НДС при ее реализации. Медтехнику организация продает оптом

Нет, не должна.

В пункте 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ сказано, что, если организация осуществляет деятельность, подлежащую лицензированию, она может воспользоваться льготой лишь при наличии лицензии. Деятельность по продаже медтехники лицензированию не подлежит (ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ). Значит, в этом случае организация может воспользоваться льготой по НДС на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли организация использовать льготу по НДС при реализации сотрудникам платных медицинских услуг. Услуги оказываются в собственном медпункте, который имеет лицензию на оказание таких услуг

Да, может.

В подпункте 2 пункта 2 и пункте 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ сказано, что от уплаты НДС освобождаются медицинские услуги, которые оказывают медицинские организации или учреждения. Перечень медицинских услуг, реализация которых освобождается от уплаты НДС, утвержден постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. № 132. Оказывать эти услуги можно только при наличии действующей лицензии, выданной в соответствии с пунктом 3 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 10 мая 2007 г. № 323. Кроме того, право организации на оказание медицинских услуг должно быть подтверждено соответствующим кодом ОКВЭД, зарегистрированным в ЕГРЮЛ.

Если эти условия выполняются, организация может использовать льготу по НДС при реализации платных медицинских услуг, оказываемых ее медпунктом.

Ситуация: нужно ли платить НДС при реализации очков

Нет, не нужно.

В перечень линз и оправ для очков, реализация которых не облагается НДС, очки не входят (перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 марта 2001 г. № 240). Однако они есть в перечне льготируемой медтехники, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 января 2002 г. № 19. В соответствии с ним очки относятся к группе «Приборы и аппараты для диагностики (кроме измерительных). Очки», имеющей код по Общероссийскому классификатору продукции 94 4200. Поэтому при их реализации НДС организация платить не должна (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Ситуация: нужно ли платить НДС при реализации комплектующих (запчастей) к техническим средствам, используемым исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов

Да, нужно.

От НДС освобождается реализация на территории России технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ). Перечень таких технических средств утвержден постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 998.

Под техническими средствами профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов подразумеваются любые изделия, инструменты, оборудование, устройства, приборы, приспособления или технические системы, обладающие специальными реабилитационными свойствами, которые позволяют предотвратить, компенсировать, ослабить или нейтрализовать ограничение жизнедеятельности инвалида. Такое определение содержится в пункте 3.5 ГОСТ Р 51079-2006, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 11 мая 2006 г. № 92-ст.

Комплектующие (запчасти) к техническим средствам для инвалидов в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 998, не упомянуты. Более того, сами по себе они не обладают реабилитирующими свойствами, указанными в ГОСТ Р 51079-2006. Поэтому оснований для применения льготы по НДС при реализации таких комплектующих (запчастей) нет.

Исключение составляют комплектующие (запчасти), которые в соответствии со спецификацией к договору реализуются вместе (в комплекте) с техническими средствами реабилитации инвалидов и включаются в общую стоимость поставки. В подобных случаях их следует рассматривать не как самостоятельные объекты реализации (товары), а как составные части того или иного устройства (приспособления, прибора и т. п.). При таком условии НДС со стоимости комплектующих (запчастей) отдельно начислять не нужно.

Ситуация: нужно ли начислять НДС при экспорте медтехники

Ответ на этот вопрос зависит от того, в какие страны экспортируется медтехника.

Медтехника относится к товарам, реализация которых на территории России освобождена от обложения НДС (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17 января 2002 г. № 19, и перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 998). Освобождение от налогообложения означает, что при реализации таких товаров налоговая база не формируется и никакие налоговые ставки не применяются. А значит, по общему правилу начислять НДС (в т. ч и по ставке 0%) при экспорте медтехники российская организация-экспортер не должна. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 февраля 2005 г. № 03-04-08/18.

Исключение из этого правила составляют операции по реализации медтехники в страны – участницы Таможенного союза. При экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза порядок начисления НДС регулируется не Налоговым кодексом РФ, а протоколом, ратифицированным Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 этого протокола экспорт товаров в рамках Таможенного союза облагается НДС по ставке 0 процентов. Никаких исключений в отношении товаров, реализация которых на внутреннем рынке страны-экспортера освобождена от НДС, протокол не содержит. Таким образом, при экспорте медтехники в республики Беларусь или Казахстан российская организация-экспортер должна начислить НДС по ставке 0 процентов. При этом право на применение нулевой налоговой ставки должно быть документально подтверждено (п. 2 и 3 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ).

Ситуация: нужно ли платить НДС при реализации материалов и полуфабрикатов для изготовления зубных протезов

Нет, не нужно.

Зубные протезы, а также сырье (материалы, полуфабрикаты) для их изготовления входят в состав технических средств, которые используются для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов и реализация которых не подлежит обложению НДС (перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 998). Значит, при реализации материалов и полуфабрикатов для изготовления зубных протезов НДС не начисляйте (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Ситуация: нужно ли платить НДС при реализации тонометров

Нет, не нужно.

Перечень важнейшей и жизненно необходимой медтехники, реализация которой не подлежит обложению НДС, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 января 2002 г. № 19. В соответствии с ним к льготируемой технике относятся измерительные приборы для функциональной диагностики, которые входят в одноименную группу, имеющую код по Общероссийскому классификатору продукции 94 4100. Тонометры включены в эту группу под кодом 94 4130. Поэтому при их реализации НДС не начисляйте (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Ситуация: нужно ли платить НДС при реализации стоматологических услуг

Нет, не нужно.

Перечень оказываемых населению медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, реализация которых не подлежит обложению НДС, утвержден постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. № 132. В соответствии с ним от налогообложения освобождаются:

  • услуги медицинских учреждений по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в т. ч. доврачебной), стационарной медицинской помощи;
  • услуги, непосредственно оказываемые населению в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, в санаторно-курортных учреждениях.

Как следует из Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291, к таким услугам отнесены и услуги по стоматологии, в том числе:

  • детской;
  • профилактической;
  • ортопедической;
  • терапевтической;
  • хирургической;
  • стоматологии общей практики;
  • гигиены в стоматологии.

Таким образом, если организация оказывает стоматологические услуги и у нее есть соответствующая лицензия, НДС на их стоимость не начисляйте (подп. 2 п. 2 и п. 6 ст. 149 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15 марта 2006 г. № 03-04-05/04, МНС России от 8 февраля 2002 г. № 03-1-09/18/291-Д504. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 31 января 2011 г. № Ф03-9484/2010, ФАС Центрального округа от 14 июля 2009 г. № А54-4112/2008С21).

Ситуация: может ли медицинская организация использовать льготу по НДС при проведении медосмотров сторонних сотрудников. Медосмотр сотрудников оплатил их работодатель

Да, может.

По общему правилу операции по реализации на территории России медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, не облагаются НДС (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ). Исключение – косметические, ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги. При этом в целях главы 21 Налогового кодекса РФ к медицинским в том числе относятся услуги по диагностике, профилактике и лечению населения по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. № 132. При этом Налоговый кодекс РФ не ставит освобождение от НДС медицинских услуг в зависимость от того, кто их оплачивает. Главное, чтобы у организации была лицензия на этот вид деятельности (п. 6 ст. 149 НК РФ).

Ситуация: может ли организация применять льготу по НДС, предусмотренную для физкультурных, оздоровительных и спортивных мероприятий, в отношении услуг бассейна, солярия, спортзала и СПА-кабинета

Ответ на этот вопрос зависит от конкретного вида оказываемых услуг.

Подпунктом 14.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от НДС услуг по организации и проведению:

  • физкультурных мероприятий;
  • физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • спортивных мероприятий.

При этом право на применение данной льготы не зависит от типа и организационно-правовой формы организации, которая проводит такие мероприятия (письмо Минфина России от 14 февраля 2012 г. № 03-07-07/22).

Налоговый кодекс РФ не раскрывает состав перечисленных мероприятий. По мнению финансового ведомства, при решении вопроса о применении льготы по НДС следует руководствоваться положениями ОКУН. Если услуги, которые оказывает организация, поименованы в разделе 070000 «Услуги физической культуры и спорта», то при их реализации НДС начислять не нужно. Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 14 февраля 2012 г. № 03-07-07/24 и от 31 января 2012 г. № 03-07-07/12.

В рассматриваемой ситуации от НДС могут быть освобождены услуги спортзала (код 072106) и бассейна (код 072107), поскольку они прямо поименованы в ОКУН.

Услуги соляриев и СПА-кабинетов в разделе 070000 «Услуги физической культуры и спорта» не упомянуты. Поэтому при реализации этих услуг НДС нужно начислять на общих основаниях.

Ситуация: может ли организация использовать льготу по НДС при предоставлении студентам и аспирантам койко-мест в общежитии. Услуги оказываются на платной основе

Нет, не может.

В подпункте 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ сказано, что организация освобождается от НДС, если предоставляет в пользование жилые помещения в жилищном фонде всех форм собственности.

По мнению контролирующих ведомств, этой льготой можно воспользоваться при выполнении следующих условий:

  • услуги по предоставлению жилья оказываются на основании договора найма (ст. 671 ГК РФ);
  • внаем передается изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (ст. 673 ГК РФ).

При этом к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

При предоставлении койко-мест в общежитиях (части комнаты) эти условия не выполняются. Следовательно, со стоимости оказанных услуг организация должна платить НДС. Такой вывод подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 22 августа 2012 г. № 03-07-07/88, от 18 июня 2010 г. № 03-07-07/37, от 19 декабря 2005 г. № 03-04-15/116 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 25 января 2006 г. № ММ-6-03/62)) и некоторые арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 декабря 2005 г. № А26-4283/2005-210).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие использовать льготу по НДС при предоставлении за плату койко-мест в общежитиях студентам и аспирантам. Они заключаются в следующем.

Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, от обложения НДС освобождаются услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. Налоговый кодекс РФ не определяет понятия «жилое помещение» и «жилищный фонд». Поэтому для обоснования права на льготу можно использовать определения, приведенные в Жилищном кодексе РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ). В нем сказано, что жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (подп. 2 п. 3 ст. 19, подп. 2 п. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ). Жилые помещения в общежитиях предоставляются студентам и аспирантам для временного проживания на период учебы (ст. 94 Жилищного кодекса РФ). При этом с ними заключаются договоры найма (п. 2 ст. 105 Жилищного кодекса РФ). Таким образом, если при предоставлении койко-мест в общежитиях эти правила соблюдаются, организации, которые оказывают такие услуги, могут не платить НДС с их стоимости. Рассматривая споры по этой проблеме, большинство арбитражных судов признают правомерность применения льготы, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ (см., например, определения ВАС РФ от 30 сентября 2008 г. № 12638/08, от 25 сентября 2008 г. № 11434/08, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 мая 2009 г. № А42-3628/2008, от 1 августа 2008 г. № А05-151/2008, от 8 августа 2008 г. № А56-24976/2007, от 14 апреля 2008 г. № А13-2322/2007, от 11 июля 2008 г. № А05-6929/2007, Поволжского округа от 25 марта 2010 г. № А12-3432/2009, Уральского округа от 12 мая 2008 г. № Ф09-3292/08-С2, от 29 апреля 2008 г. № Ф09-2913/08-С2, от 14 ноября 2007 г. № Ф09-9360/07-С2, Западно-Сибирского округа от 21 января 2008 г. № Ф04-316/2008(807-А27-34), от 17 декабря 2007 г. № Ф04-137/2007(158-А45-25), Волго-Вятского округа от 10 декабря 2007 г. № А29-8106/2006а, от 6 ноября 2007 г. № А29-439/2007, Дальневосточного округа от 29 августа 2007 г. № Ф03-А51/07-2/2960, Северо-Кавказского округа от 8 ноября 2007 г. № Ф08-7367/07-2744А, Центрального округа от 5 сентября 2008 г. № А54-4517/2007С8).



 

addizbr

Подписаться на новости: