Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Ирина Зубова








Факторный анализ прибыли Печать E-mail

Выявление причин и их влияние на показатели прибыли – наиболее целесообразно проводить с использованием факторного анализа. Рассмотрим методику проведения анализа с использованием модели аудитивного типа для анализа прибыли от продаж (до стр. 050 вкл.).

         Суть факторного анализа в выявлении: на сколько каждый из следующих факторов повлиял на изменение прибыли в рублях:

  1. выручка от продаж
  2. цена
  3. себестоимость
  4. коммерческие и управленческие расходы
  5. как в общем повлияли все эти факторы на прибыль от продаж

причем совокупное влияние всех факторов должно соответствовать абсолютному отклонению (графа 5) прибыли от продаж в отчетном году по сравнению с базисным годом. Такой анализ осуществляется в несколько этапов:

 1. расчет влияния фактора «выручка от продаж»: проведение такого анализа начинается с учета влияния инфляции. Пояснительная записка в бухгалтерский отчет обычно содержит информацию о том, на сколько выросли цены на продукцию предприятия в среднем за год. Зная этот %, рассчитывают выручку от реализации в отчетном периоде в сопоставленных ценах с базисным периодом. Без достижения такого сопоставления анализ бессмысленен.

   Всоп. отч.= В отч. /I ц  

Всоп. отч - выручка отчетного периода в сопоставимых ценах (ценах прошлого года);

В отч - выручка отчетного периода, приведенная в Форме №2 в ценах отчетного периода;

ц - индекс цен (индекс инфляции);

из этого следует: выручка от продаж продукции в отчетном году выросла за счет роста цены следующим образом:

ΔВцотч.–Всоп.отч.

ΔВц – изменение выручки от продаж за счет цены (инфляции)

         Влияние на сумму прибыли  от продаж (Пп) изменения выручки от реализации, исключая влияние изменения цены, можно рассчитать следующим образом:

ΔПпз   - (Вотч - Вбаланс) -ΔВц )/100 * P п базис

 

P ппыруч.

 

Рп – рентабельность от продаж.

2. Расчет влияния фактора «себестоимость реализации» (производственная стоимость) (стр.020 Формы №2). Это влияние рассчитывается по формуле:

ΔПпсотч. * ( Ус0 -  У сб )/100 

 

 У с0 и  У сб  – удельный вес себестоимости выручки в отчетном и базисном годах, %.

 Эта информация берется из расчетных таблиц (см. 1 вопрос) – графы 6 и 7.

3. Расчет влияния фактора «цена»

ΔП пц = ΔВц *P п базис  /100

 

 

4. Расчет фактора «коммерческие расходы»

ΔП кр = В отч * (У кр отч.  кр. баз. )/100 

 

У кр.отч. и баз – графы 6 и 7.

 

5. Расчет фактора «управленческие расходы»

ΔПупр.  =Вотч. *(Ууро урб )/100

 

Где  Ууро   и У ур  — соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах

 

 

6. Расчет совокупности влияния всех факторов на прибыль от продаж

 

Факторы, влияющие на прибыль

Сумма влияния, руб.

1.  Выручка от продаж

2. Себестоимость реализации

3.  Цена

4.  Коммерческие расходы

5.  Управленческие расходы

 

6. Итого

ΔПпв - ΔПпс +ΔПпц -ΔПпкр. -ΔПпур

 

Сумма «Итого» должна быть равна абсолютному отклонению по строке 050 Формы №2 (графа 5). Если это не так, то расчеты ошибочны и дальнейший анализ не имеет смысла.

         Факторный анализ может быть продолжен до чистой прибыли. Методика его проведения следующая:

  1. По приведенной схеме анализируется прибыль от продаж.
  2. Влияние всех остальных факторов (операционный доход, расход и т.д.) оценивается по графе 5 в приведенной выше таблице.

 

Лекции ТИПБ

 

 

 

 

 

 

 

 

addizbr

Подписаться на новости: