Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Ирина Зубова








Применение ККТ: налоговики комментируют 12 сложных ситуаций Печать E-mail

Недавно было обнародовано письмо ФНС России от 10.09.12 № АС-4-2/14961 «О порядке применения ККТ». В письме рассмотрено 12 жизненных ситуаций, связанных с контрольно-кассовой техникой, которые авторы документа сопоставляют с нормами Федерального законаот 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о ККТ). Главный эксперт форума «Бухгалтерии Онлайн» Александр Погребс пересказал этот весьма сложный для восприятия документ «своими словами» и снабдил некоторыми комментариями.

Вопрос 1

В течение какого срока можно применять контрольно-кассовую технику, включенную в Госреестр ККТ, если истек нормативный срок ее амортизации?

Сразу заострю внимание на том, почему возник этот вопрос.

Существует пункт 5 статьи 3 Закона о ККТ, который определяет, что в случае исключения какой-нибудь модели контрольно-кассовой техники из Государственного реестра, дальнейшая эксплуатация этих моделей осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

Причем, налоговики могут самостоятельно снять с учета такую кассовую технику уже на следующий день после истечения её нормативного срока амортизации. При этом налоговый орган, конечно же, должен уведомить пользователя о снятии кассового аппарата с регистрации.

Тот, кто давно следит за публикациями на портале «БухОнлайн», возможно помнит, как мы писали о двух судебных решениях. В них судьи указали: если налоговики не уведомили владельца кассового аппарата о том, что они самостоятельно сняли этот аппарат с учета, штрафовать за  незаконное применение ККТ налоговики не имеют права.

Это постановления ФАС Поволжского округа от 27.08.09 № А55-9782/2009 и ФАС Западно-Сибирского округа от 01.09.09 № Ф04-5172/2009 (13450-А45-27).

Но это всё касается ситуации, когда модель контрольно-кассовой техники исключена из реестра.

В вопросе, который мы рассматриваем, модель кассового аппарата не исключена из реестра — она продолжает в этом реестре числиться. Однако сам аппарат уже самортизирован, то есть нормативный срок его эксплуатации истек. При этом он еще технически исправен и годен к несению службы.

Что делать в такой ситуации? Покупать новый или продолжать на работать на старом? Если выбрать второй вариант, то не снимут налоговики ли старый аппарат с учета в одностороннем порядке?

Нет, не снимут. Можно смело продолжать на нем работать.

К этому простому выводу сводится ответ налоговиков. Процитирую его:

«Действующее законодательство Российской Федерации не содержит ограничений по применению контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр, в случае истечения нормативного срока амортизации, в связи с чем, снятие с регистрации такой техники налоговыми органами в одностороннем порядке не предусмотрено».

Вопрос 2

Вправе ли организация, оказывающая населению услуги по проведению занятий по стрельбе, осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники?

Тут всё просто. Вспоминаем пункт 2 статьи 2 Закона о ККТ. Если организация или индивидуальный предприниматель оказывают услуги населению, то вместо ККТ они могут использовать бланки строгой отчетности (БСО).

Есть письмо Минфина России от 27.01.09 № 03-01-15/1-29. Именно на это письмо Минфина и ссылаются налоговики. В письме написано, что принадлежность к услугам населению определяется по Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (сокращенно ОКУН). Этот классификатор утвержден постановлением Госстандарта России от 28.06. 93 № 163.

Смотрим первоисточник. В классификаторе находим код 072108 «услуги по предоставлению объектов физической культуры, в том числе стрелковых тиров, стендов и стрельбищ», а также код 071135 «услуги по проведению занятий в учебных группах и командах, школах и клубах по стрельбе».

На основании этих кодов налоговики делают вывод, с которым сложно поспорить:

«Организации и индивидуальные предприниматели в случае осуществления наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт при оказании населению услуг по проведению занятий по стрельбе (в том числе в тирах) вправе выбирать между использованием бланков строгой отчетности и применением контрольно-кассовой техники».

Остается только напомнить, что Бланки строгой отчетности для таких услуг организация или индивидуальный предприниматель разрабатывают сами, утверждают в своей учетной политике и печатают в типографиях, имеющих право выпускать БСО.

Требования к составу реквизитов для этих бланков, а также порядок их учета, хранения и уничтожения установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.08 № 359 (далее — Положение № 359).

Вопрос 3

Какие требования предъявляются к автоматизированным системам для печати бланков строгой отчетности? Вправе ли организация (индивидуальный предприниматель) формировать бланки строгой отчетности с использованием компьютера?

Эта проблема имеет давнюю историю.

В упомянутом мною выше Положении № 359 есть пункт 4, в котором сказано: бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.

При этом есть еще пункт 11 этого же Положения, по которому при использовании автоматизированной системы должно выполняться два главных требования:

1) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
2) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

Для полноты картины надо вспомнить еще пункт 12 Положения № 359, согласно которому«организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах».

У всех, кто читает эти пункты в первый раз, слово «автоматизированная система» ни с чем другим, кроме как с компьютером не ассоциируется. Казалось бы — купи соответствующую программу, обеспечивающую два главных требования, и спокойно работай.

Увы, это не так.

Налоговики утверждают, что простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может.

Чиновники настаивают, что обычный компьютер не может обеспечить выполнения одного из главных условий для БСО — защиты от несанкционированного доступа. Мы-то думали, что такая защита должна быть от злоумышленников, т.е. посторонних лиц, а оказывается несанкционированного доступа не должно быть у самого пользователя.

Такая позиция неоднократно была заявлена в письмах Минфина.

У нас на БухОнлайне можно найти тексты этих писем с нашими комментариями:
- письмо Минфина России от 07.11.08 № 03-01-15/11-353 («Минфин: печатать БСО на обычном компьютере нельзя»);
- письмо Минфина России от 03.02.09 № 03-01-15/1-43 («Минфин по-прежнему против формирования БСО на компьютере»);
- письмо Минфина России от 25.11.10 № 03-01-15/8-250 («Бланки строгой отчетности, изготовленные на компьютере и распечатанные на принтере, использовать нельзя»).

А свое представление об «автоматизированной системе» Минфин впервые обнародовал в письме от 26.11.08 № 03-01-15/11-362 («Минфин сообщил новое требование к изготовлению БСО»). Чиновники пишут, что по своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике. Если система, «разработанная на базе ККТ», соответствует требованиям положения, «в том числе обеспечивает одновременное оформление не менее 1 копии», компания может применять ее для изготовления БСО.

Так что с легкой руки родились так называемые «чекопечатающие машины» или ЧПМ. Они сделаны на базе контрольно-кассовой техники, только вместо кассового чека выдают товарный чек и не имеют фискального блока.

Налоговики благосклонно приняли новинку, она пришлась им по душе больше, чем компьютер. Чекопечатающие машинки прижились.

Но возникла другая проблема. Если к ЧПМ предъявляются такие же требования, как к ККТ, значит, их тоже надо регистрировать в налоговой инспекции?

К облегчению владельцев ЧПМ, налоговики в своем обзоре ответили на этот вопрос отрицательно:«Автоматизированные системы для формирования бланков строгой отчетности к контрольно-кассовой технике не относятся, поэтому регистрации в налоговых органах не подлежат».

Вопрос 4

Вправе ли плательщики ЕНВД при розничной торговле алкогольной продукцией в сельских и труднодоступных местностях не применять контрольно-кассовую технику?

Вопрос непростой. В нем сталкиваются несколько противоположных норм из разных федеральных законов.

Первый — Закон о ККТ. Здесь две нормы позволяют розничным продавцам не использовать кассовый аппарат:
- пункт 2.1 статьи 2 — исключение из общего правила о применении ККТ для тех, кто применяетЕНВД;
- пункт 3 статьи 2 — исключение для тех, кто торгует в отдаленной или труднодоступной местности (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа). Конкретный перечень таких местностей утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Однако в Законе о ККТ ничего про алкогольные напитки не сказано. Поэтому он вступил в противоречии с другим Федеральном законом от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон № 171-ФЗ).

Статья 16 этого закона устанавливает требования, при соблюдении которых организациям разрешается торговать алкогольной продукцией в розницу. В число этих условий включено и применение контрольно-кассовой техники. Поэтому с самого начала освобождения «вмененщиков» от применения ККТ, налоговики всегда добавляли «кроме торговли алкоголем».

Однако Федеральным законом от 18.07.11 № 218-ФЗ в Закон 171-ФЗ и, что для нас наиболее сейчас важно, в статью 16 Закона № 171-ФЗ, внесены изменения. Они в корне поменяли требования к розничным продавцам алкоголя, приравняв к таким продавцам тех, кто торгует пивом. Вступили в силу эти изменения с 1 июля 2012 года.

Итак, каковы же сейчас требования к розничным продавцам алкоголя и пива?

1) Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях, должны иметь контрольно-кассовую технику;
2) Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в сельских поселениях, должны иметь контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.
3) Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.

Давайте проговорим вывод, который из этого следует.

Если организация торгует в городе не только пивом, но и каким-то иным алкоголем, она обязательно должна применять ККТ. А вот в остальных случаях — алкоголь в сельской местности и пиво в лбом месте — ККТ должна применяться, если иное не установлено федеральным законом. А это «иное» как раз установлено хорошо нам знакомым Законом о ККТ. Речь о применении ЕНВД или торговле в отдаленной местности.

Теперь я попробую свести воедино оба закона:

- алкоголь (кроме пива) в городах – всегда ККТ;
- алкоголь (кроме пива) в отдаленных сельских районах, входящих в перечень, утверждаемый в субъекте Федерации — можно без ККТ, причем, взамен кассового чека не обязательно выдавать иной документ;
- алкоголь в других сельских поселениях, а также пиво в любом месте — можно без ККТ, но по требованию покупателя нужно выдавать товарный чек или аналогичный документ.

Налоговики в своем обзоре пришли к таким же выводам. Правда там не обошлось без логической ошибки, но она не привела к ошибочным выводам. Поэтому я не буду заострять на ней ваше внимание.

Вопрос 5

Возможно ли нанесение на документ, оформленный на бланке строгой отчетности, печати организации типографским способом?

Обратимся к Положению № 359. В подпункте «и» пункта 3 Положения написано, что документ должен содержать должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации или индивидуального предпринимателя.

То есть печать на бланке строгой отчетности должна быть. Но, может быть ее, как и другие реквизиты (например, название, адрес ИНН и т.п.) заранее нанести на бланк типографским способом?

Нет, сделать это нельзя. Хотя напрямую об этом ни в Законе о ККТ, ни в Положении № 359 не написано.

Однако налоговики нашли документ, который регламентирует использование печати. Это ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Согласно пункту 3.25 этого ГОСТа, оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах.
На этой норме, собственно, и строится всё объяснение.

Что может заверить печать, заранее нанесенная на документ? Всё, что угодно, кроме подписи, которой на момент нанесения печати на документе попросту нет.

Поэтому существует единственно правильный порядок применения печати: сначала должностное лицо ставит свою подпись, и лишь потом эта подпись заверяется печатью организации. Или индивидуального предпринимателя, если у него есть печать.

Так что вывод налоговиков однозначный и вполне логичный: нанесение печати типографским способом на документ, оформленный на бланке строгой отчетности, не допускается.

Вопрос 6

Вправе ли организация при оказании услуг индивидуальным предпринимателям осуществлять наличные денежные расчеты с использованием бланков строгой отчетности?

Понятно, что речь идет о действии пункта 2 статьи 2 Закона о ККТ, по которому в случае оказания услуг населению, вместо ККТ можно применять БСО.

Поэтому вопрос мы вправе перефразировать так: относятся ли индивидуальные предприниматели к «населению»? Или к ним надо относиться так же, как к организациям?

Ответ на этот вопрос дает постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.03 № 16. В пункте 4 этого постановления написано, что применение бланков строгой отчетности взамен контрольно-кассовой техники возможно только в случае оказания услуг населению, то есть гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя.

Отсюда вытекает и ответ, который налоговики дают в своем обзоре: в случае оказания услуг индивидуальным предпринимателям, можно осуществлять наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники с выдачей документа, отпечатанного на бланке строгой отчетности и содержащего реквизиты, поименованные в пункте 3 Положения № 359.

Вопрос 7

Необходимо ли организациям и индивидуальным предпринимателям хранить бумажную контрольную ленту?

Ответ на этот вопрос содержится в «Положении о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями». Это положение утверждено постановлением Правительства России от 23.07.07 № 470.

В подпункте «б» пункта 14 этого положения указано, что использованные контрольные ленты в числе других обязательных документов по контрольно-кассовой технике должны храниться в течение не менее 5 лет с даты окончания их использования.

Собственно, такой вывод и делают налоговики в своем обзоре.

Вопрос 8

О применении марок-пломб и идентификационного знака контрольно-кассовой техники, не содержащих обязательные реквизиты.

Все кассовые аппараты должны быть заклеены маркой-пломбой. Это специальное полиграфическое изделие, которое защищено от подделок. Задача марки-пломбы — подтвердить, что корпус контрольно-кассовой техники не вскрывался. Это означает, что из корпуса ничего не удалялось и там, внутри, ничего не менялось. Ведь вскрыть корпус и не повредить марку невозможно.

Есть образец марки-пломбы, который утвержден приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 05.09.07 № 351. По образцу видно, что марка-пломба содержит, в частности, следующие элементы защиты: 
- учетный номер марки-пломбы;
- индивидуальный номер марки-пломбы.

При этом учетные и индивидуальные номера могут быть одинаковыми.

Требования к производству, распространению и ведению учета марок-пломб определяет Минпромторг России. Применять можно только те марки-пломбы, которые соответствуют этим требованиям.

Кроме марки-пломбы на корпусе контрольно-кассовой техники должен стоять специальный номерной знак, который называется идентификационным.

Образец идентификационного знака утвержден приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 05.09.07 № 352. Согласно этому образцу идентификационный знак должен, в числе прочего, содержать буквенное обозначение серии не менее чем из 2-х букв.

В этой связи налоговики делают два предупреждения. Первое звучит так: применение идентификационного знака, не соответствующего утвержденному образцу, неправомерно. А второе посвящено частному случаю: нельзя применять знак, буквенное обозначение серии которого состоит менее чем из 2-х букв. 

Вопрос 9

Применение контрольно-кассовой техники при осуществлении перевозок пассажиров в такси.

Эта история стара, как мир. Сколько существует в России обязанность применения кассовых аппаратов, столько продолжаются попытки налоговиков заставить таксистов применять эти кассовые аппараты.

Первые агрегаты для такси были громоздкими — они помещались далеко не в каждой легковой машине, но, главное, они очень часто выходили из строя. Слишком уж сложными были условия эксплуатации для таких нежных аппаратов.

Что же на этот раз налоговики рекомендовали таксистам?

Конечно, они напоминают, что в реестре контрольно-кассовой техники зарегистрированы кассовые аппараты, предназначенные для работы в такси. Так что сослаться на отсутствие специальной кассовой техники не получится.

С другой стороны, налоговики пишут, что в упомянутом нами ОКУНе существует такой вид услуги населению, как перевозка пассажиров легковыми таксомоторами в городском и пригородном сообщении (код услуги 021545).

Значит, оказывая услуги населению, таксисты вправе вместо контрольно-кассовой техники использовать бланки строгой отчетности. А это сильно упрощает жизнь таксиста.

Конечно, налоговики не устояли от соблазна добавить в бочку меда свою ложку дёгтя.

Они напомнили о существовании «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.09 № 112. Этими правилами установлены требования к обязательным реквизитам бланков строгой отчетности, применяемых в такси.

Кроме того, налоговики напоминают, что подпунктом «д» пункта 1 части 16 статьи 9 Федерального закона от 21.04.11 № 69-ФЗ установлено, что легковое такси должно быть оборудовано таксометром, т.е. оборудованием, предназначенным для расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа исходя из установленных тарифов на единицу пробега или единицу времени пользования транспортным средством.

Правда, я так и не смог понять, какое отношение налоговики имеют к этим таксометрам.

Однако сосредоточимся на выводе налоговиков: организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг по перевозке пассажиров легковыми таксомоторами обязаны выдавать бланки строгой отчетности или применять контрольно-кассовую технику в общеустановленном порядке.

Я хочу немного дополнить этот вывод. Ведь налоговики, на мой взгляд упустили из виду еще одну возможность. Если таксист не оказывает услугу населению, а, например, перевозит пассажиров по договору с организацией, он может применять ЕНВД. А в этом случае он вместо кассового аппарата имеет право использовать не бланки строгой отчетности, а подтверждающие документы типа товарного чека, да и то по требованию заказчика, оплачивающего заказ.

Понятно, что ситуация довольно редкая, но не вспомнить о ней не могу.

Вопрос 10

Применение контрольно-кассовой техники с программным обеспечением, отвечающим установленным требованиям.

Такие аппаратно-технические комплексы давно вошли в нашу жизнь. Очень часто они применяются в крупных магазинах и торговых центрах.

Как и любая другая кассовая техника, такие комплексы должны быть  зарегистрированы в реестре контрольно-кассовой техники.
При регистрации поставщик обязан представить образец модели контрольно-кассовой техники вместе с программным обеспечением.

Получается, что программное обеспечение является неотъемлемой частью зарегистрированной контрольно-кассовой техники. Менять или модифицировать его нельзя.

Такой же вывод делают и налоговики: при применении контрольно-кассовой техники обязательно использование программного обеспечения, представленного поставщиком для включения этой модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр.

Кстати, это программное обеспечение должно давать возможность налоговым инспекторам получать фискальную информацию самостоятельно, вводя секретные пароли, которые производитель передает им при регистрации модели.

Если налоговики не могут получить в программе доступ к фискальной памяти, они могут оштрафовать владельца ККТ на основании пункта 2 статьи 14.5 КоАП РФ за применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям.

Кроме того налоговики обращают внимание на то, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовой техникой являются:

- контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью,
- электронно-вычислительные машины, в том числе персональные,
- программно-технические комплексы.

Данный перечень не содержит понятия «фискальный регистратор».

Каких-то объяснений, позволяющих привязать это замечание к конкретной жизненной ситуации, налоговики не дают. Ну что ж, будем надеяться, что те, кто использует фискальные регистраторы, извлекут отсюда больше информации, а мы просто примем вывод налоговиков к сведению.

Вопрос 11

Является ли туристская путевка документом, подтверждающим прием денежных средств в случае оказания туристских услуг?

Начнем с того, что туристские услуги являются услугами населению. В Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) они имеют свой код 061000.

А раз это услуги населению, значит вместо контрольно-кассовой техники можно применять бланки строгой отчетности.

Таким бланком является и бланк туристской путевки.

Кроме того, налоговики напоминают, что существуют «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта», утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.07.07 № 452. Согласно пункту 16 этих Правил потребитель обязан оплатить общую цену туристского продукта в порядке и в сроки, которые установлены в договоре о реализации туристского продукта.

А именно условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

Так что вывод налоговиков предопределен: туристская путевка является документом, подтверждающим прием денежных средств в случае оказания туристских услуг населению.

При этом налоговики указывают, что форма бланка строгой отчетности «Туристская путевка» утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.07.07 № 60н, и она может применяться для наличных расчетов туристскими фирмами.

Вопрос 12

Направление налоговыми органами запросов о банковских платежных агентах (субагентах) оператору по переводу денежных средств.

Напрямую этот вопрос к контрольно-кассовой технике никакого отношения не имеет.

Речь о том, что оператор по переводу денежных средств должен вести перечень банковских платежных агентов или субагентов, который представлять налоговым органам по их запросу.

Это установлено частью 19 статьи 14 Федерального закона от 27.06.11 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (комментарий к этому  закону мы публиковали в прошлом году «Что налогоплательщик должен знать об электронных денежных средствах»).

При этом закон не предусматривает каких-нибудь установленных форм, форматов или порядка направления таких запросов, как и порядка предоставления соответствующей информации. Так что перечень банковских платежных агентов можно представлять в произвольной форме.

При этом налоговики предупреждают, что отказ оператора в предоставлении такого перечня по запросу налогового органа является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ или 19.7 КоАП РФ в зависимости от фактических обстоятельств дела

Автор: Александр Погребс, главный налоговый эксперт «Бухгалтерии Онлайн»
Источник: БухОнлайн.ру
 

addizbr

Подписаться на новости: