Какая ответственность предусмотрена для организаций и индивидуальных предпринимателей за распространение рекламного спама по электронной почте? - ГЛАВБУХ-ИНФО

 

 

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Ирина Зубова








Какая ответственность предусмотрена для организаций и индивидуальных предпринимателей за распространение рекламного спама по электронной почте? Печать E-mail

Вопрос:

Какая ответственность предусмотрена для организаций и индивидуальных предпринимателей за распространение рекламного спама по электронной почте?

Ответ:

За распространение рекламного спама по электронной почте организации и индивидуальные предприниматели несут гражданскую ответственность (возмещение убытков, компенсация морального вреда, возмещение вреда, причиненного здоровью физических лиц, их имуществу и имуществу организаций и т.д.) и административную ответственность по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обоснование:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Понятие спама приведено в п. 2 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575. Это телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя.

Таким образом, спам - это информация в том числе рекламного характера, отправленная лицам, которые не изъявляли желания получать ее по сетям электросвязи. Исходя из приведенных норм спам обладает рядом признаков: это массовая рассылка; в ней отсутствует информация об отправителе; получатель не давал согласия на получение этой информации; содержание сообщения не имеет прямого отношения к получателю. В ч. 1 ст. 18 Закона N 38-ФЗ четко регламентировано, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Прямо запрещено распространение рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки) (ч. 2 ст. 18 Закона N 38-ФЗ). ФАС России пояснила, что требование, указанное в ч. 1 ст. 18 Закона N 38-ФЗ, распространяется в равной мере и на рекламу, распространяемую по сетям связи Интернет (Письмо от 19.05.2006 N АК/7654). При этом распространение рекламы в сети Интернет посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов допускается при условии предварительного согласия адресата, которое может быть получено при предоставлении ему электронного почтового ящика.

Реклама, распространенная без предварительного согласия абонента (адресата) на ее получение, не соответствует требованиям законодательства РФ и является ненадлежащей (п. 4 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).

За распространение спама наступает та же ответственность, что за нарушение требований законодательства о рекламе. Закон N 38-ФЗ предусматривает за нарушение требований законодательства о рекламе гражданскую и административную ответственность. Так, в силу ч. 2 ст. 38 Закона N 38-ФЗ лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в суд или арбитражный суд в том числе с исками:

  • о возмещении убытков, включая упущенную выгоду;
  • о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц;
  • о компенсации морального вреда;
  • о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

К мерам административного воздействия на недобросовестных распространителей рекламы относится ответственность, установленная в ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. В соответствии с этой нормой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа. Его размер для граждан составляет от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; для должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; для организаций - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Таким образом, за распространение спама может наступать гражданская (ч. 2 ст. 38 Закона N 38-ФЗ) и административная ответственность (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ).

Так, суд пояснил, что распространение рекламы в сети Интернет посредством адресных рассылок в электронном виде пользователям (распространение спама) является нарушением ч. 1 ст. 18 Закона N 38-ФЗ, и признал, что в действиях банка содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по делу N А64-6021/08-15).

С.В.Тимошкова
Группа компаний
"Аналитический Центр"

С.В.Соболева
Группа компаний
"Аналитический Центр"

09.08.2013

 

addizbr

Подписаться на новости: