О случаях приравнивания совокупности сделок к сделке для целей разд. V. 1 НК РФ; о понятии изменения условий сделки (договора) по предоставлению займа после 01.01.2012 для целей ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ - ГЛАВБУХ-ИНФО

 

 

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Ирина Зубова








О случаях приравнивания совокупности сделок к сделке для целей разд. V. 1 НК РФ; о понятии изменения условий сделки (договора) по предоставлению займа после 01.01.2012 для целей ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ Печать E-mail

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11 февраля 2015 г. № 03-01-18/5923

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу отдельных положений раздела V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Федеральный закон № 227-ФЗ) и сообщает.
1. Понятие "сделка" используется Кодексом в значении, в котором указанное понятие применяется гражданским законодательством Российской Федерации, в соответствии с которым сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
Одновременно обращаем внимание, что в целях раздела V. 1 Кодекса совокупность сделок может приравниваться к сделке исключительно в случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 10 статьи 105.14 Кодекса.
В связи с этим основания для применения абзаца третьего пункта 1 статьи 105.3 Кодекса в отношении совокупности сделок в рассматриваемой ситуации отсутствуют.
2. Согласно частям 1 и 5 статьи 4 Федерального закона № 227-ФЗ положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс; в редакции указанного Федерального закона) применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Кодекса с 1 января 2012 года вне зависимости от даты заключения соответствующего договора, если иное не предусмотрено указанной статьей.
При этом частью 5.1 статьи 4 Федерального закона № 227-ФЗ предусмотрено, что положения частей первой и второй Кодекса (в редакции указанного Федерального закона) не применяются к заключенным до 1 января 2012 года сделкам по предоставлению займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства, банковской гарантии, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Кодекса после 1 января 2012 года, за исключением сделок, условия которых после 1 января 2012 года были изменены.
Следует отметить, что при применении части 5.1 статьи 4 Федерального закона № 227-ФЗ в отношении сделок по предоставлению займа необходимо учитывать следующие положения ГК РФ.
Общие положения об условиях предоставления займа определены главой 42 ГК РФ.
В соответствии с порядком изменения договора, предусмотренным статьями 450 и 452 ГК РФ, изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Порядок и форма заключения договора определены статьями 432 - 449 ГК РФ.
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Учитывая изложенное, для целей статьи 4 Федерального закона № 227-ФЗ под изменением условий сделки (договора) по предоставлению займа, по мнению Департамента, следует понимать изменение существенных условий указанной сделки (договора), совершенное в той же форме, что и сделка (договор), если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Указанное письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в этом письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. С. Кизимов

 

addizbr

Подписаться на новости: