Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Ирина Зубова








Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы) Печать E-mail
Индекс материала
Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы)
Страница 2
Страница 3
Все страницы

Порядок возврата (зачета) налогов (авансовых платежей по налогам, сборов, пеней и штрафов) зависит от причины, по которой у организации образовалась переплата в бюджет, и способа, которым она возвращается. Возможны три варианта:

  • организация по собственной инициативе (в т. ч. ошибочно) перечислила в бюджет излишнюю сумму налога (авансового платежа по налогу, сбора, пеней, штрафа) и зачитывает ее в счет имеющихся недоимок или в счет предстоящих обязательных платежей в бюджет;
  • организация по собственной инициативе (в т. ч. ошибочно) перечислила в бюджет излишнюю сумму налога (авансового платежа по налогу, сбора, пеней, штрафа) и возвращает возникшую переплату на свой расчетный счет;
  • излишняя сумма налога (авансового платежа по налогу, сбора, пеней, штрафа) была принудительно взыскана с организации налоговой инспекцией.

Оповещение о переплате

Обнаружить переплату может как сама организация, так и налоговая инспекция.

Если переплату обнаружила налоговая инспекция, то в течение следующих 10 рабочих дней она должна письменно известить об этом организацию (п. 3 ст. 78 НК РФ). Форма извещения утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683.

Зачет в счет недоимки

Если у организации есть недоимка по другим налогам (сборам, пеням, штрафам), то в первую очередь сумма переплаты направляется на ее погашение. Решение о том, в счет какой недоимки засчитывается переплата, инспекция может принять самостоятельно. Однако организация вправе обратиться в инспекцию с заявлением о зачете переплаты в счет недоимки по конкретному налогу (сбору, пеням, штрафу). Инспекция может пойти ей навстречу и предварительно назначить сверку расчетов с бюджетом. Тогда решение оформляется по-другому.

В любом случае решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет недоимки должно быть принято в течение 10 рабочих дней:

  • с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачете в счет конкретного платежа;
  • со дня получения заявления организации о зачете в счет конкретного платежа (если такое заявление подавалось);
  • со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если сверка проводилась);
  • с момента вступления в силу решения суда (если организация добилась зачета через суд).

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Зачет в счет предстоящих платежей

Если недоимки по другим налогам (сборам, пеням, штрафам) у организации нет, переплату можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет. По заявлению организации такое решение принимает налоговая инспекция. Предварительно инспекция тоже может назначить сверку расчетов с бюджетом.

Заявление о зачете

Типового образца заявления о зачете нет, поэтому его можно составить в произвольной форме на бумажном носителе за подписью представителя организации. Кроме того, заявление можно направить в инспекцию в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, заверив его усиленной квалифицированной электронной подписью. Налоговая инспекция должна принять решение о зачете в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

В заявлении о зачете необязательно указывать конкретную сумму предстоящего платежа, в счет которого организация просит зачесть переплату (письмо Минфина России от 2 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-315). Таким способом можно воспользоваться, если на момент подачи заявления сумма недоимки, в счет которой предполагается зачет, еще не определена (например, если заявление о зачете подано до составления налоговой декларации). После того как размер недоимки станет известен, на ее погашение будет направлена вся сумма имеющейся переплаты.

Главбух советует: если организация планирует зачесть переплату в счет текущих платежей по другому налогу, заявление о зачете подайте заблаговременно. Как минимум за 10 рабочих дней до последнего срока уплаты налога, в счет которого планируется зачесть переплату. В противном случае организации могут быть начислены пени.

При проведении зачета обязанность по уплате налога признается исполненной со дня вынесения налоговой инспекцией решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ). В свою очередь такое решение инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней со дня получения от организации заявления о зачете (п. 4 ст. 78 НК РФ). Если организация подаст заявление слишком поздно (например, накануне или в последний день уплаты налога, в счет которого планируется зачесть переплату), инспекция может не успеть произвести зачет. В таком случае у организации возникнет недоимка, а инспекция начислит пени за просрочку платежа до дня вынесения решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45, п. 3 ст. 75 НК РФ). Если решение о зачете будет принято своевременно (в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления), оспорить пени не удастся: действия инспекции соответствуют действующему законодательству. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 2 августа 2011 г. № 03-02-07/1-273, от 12 февраля 2010 г. № 03-02-07/1-62.

Заявления о зачете налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений (письмо ФНС России от 19 ноября 2010 г. № ЯК-37-8/15939).

За какой период возможен зачет

Заявление о зачете организация может подать в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Ситуация: как определить срок, начиная с которого отсчитывается трехлетний период для подачи заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных налогов

Ответ на этот вопрос зависит от установленного порядка уплаты налога: с перечислением авансовых платежей или без них.

Чтобы вернуть (зачесть) переплату по налогу, организации нужно подать в налоговую инспекцию письменное заявление (п. 6 ст. 78 НК РФ). Срок для подачи заявлений о возврате или зачете излишне уплаченного налога – три года со дня уплаты данной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Если порядок уплаты налога не предусматривает перечисления авансовых платежей (например, НДС, НДПИ, ЕНВД, налог на игорный бизнес), трехлетний срок для подачи заявления нужно отсчитывать с даты платежа, перечисление которого повлекло за собой переплату. Если переплата возникла в результате нескольких платежей, срок для подачи заявления определяется отдельно по каждому из них. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 29 июня 2004 г. № 2046/04, определение ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № ВАС-1890/09, постановление ФАС Московского округа от 1 ноября 2008 г. № КА-А40/10257-08).

Если порядок уплаты налога предусматривает перечисление авансовых платежей (например, налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог), трехлетний срок для подачи заявления нужно отсчитывать:

  • с даты представления налоговой декларации за налоговый период – если декларация сдана в установленный срок или досрочно. Например, если годовая декларация по налогу на прибыль сдана 20 марта 2012 года, подать заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога по этой декларации можно до 20 марта 2015 года;
  • с даты, установленной для подачи налоговой декларации – если декларация сдана с опозданием. Например, если годовая декларация по налогу на прибыль сдана 15 апреля 2012 года, подать заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога по этой декларации можно до 28 марта 2015 года.

Правомерность такого вывода подтверждается письмами Минфина России от 15 июня 2012 г. № 03-03-06/1/309, ФНС России от 21 февраля 2012 г. № СА-4-7/2807 и арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 17750/10, ФАС Московского округа от 16 февраля 2012 г. № А40-49892/11-116-139, Дальневосточного округа от 13 февраля 2012 г. № Ф03-45/2012.

Следует отметить, что пропуск трехлетнего срока для подачи заявления в налоговую инспекцию не лишает организацию возможности возврата (зачета) излишне уплаченного налога. Но чтобы реализовать эту возможность, ей придется обратиться в суд.

Пример обжалования решения налоговой инспекции об отказе в возврате суммы переплаты по налогу

ЗАО «Альфа» 30 марта 2012 года подало в налоговую инспекцию заявление на возврат излишне уплаченного транспортного налога за 2008 год. По декларации за 2008 год сумма налога составила 390 000 руб., по уточненной декларации – 375 000 руб. Переплата в размере 15 000 руб. образовалась из-за применения неверной налоговой ставки.

Транспортный налог за 2008 год «Альфа» перечисляла авансовыми платежами. Авансы были уплачены тремя платежными поручениями:
– 25 апреля 2008 г. – 130 000 руб.;
– 18 июля 2008 г. – 130 000 руб.;
– 24 октября 2008 г. – 130 000 руб.

На заявление о возврате излишне уплаченного налога инспекция ответила отказом. В решении от 6 апреля 2012 года инспекция сослалась на пропуск организацией срока подачи заявления на возврат (зачет) сумм переплаты. Срок, начиная с которого отсчитывается трехлетний период для подачи заявления, инспекция определила как дату платежа, перечисление которого повлекло за собой переплату, а именно 24 октября 2008 года.

Бухгалтер принял решение обжаловать решение налоговой инспекции. 7 апреля 2012 года организация обратилась в региональное УФНС России с письменной жалобой.

Ситуация: можно ли зачесть (вернуть) переплату по налогу, если с момента уплаты излишней суммы прошло более трех лет

Да, можно.

Для этого нужно обратиться в суд. Дело в том, что срок, установленный пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ, ограничивает продолжительность периода, в течение которого возможен внесудебный зачет (возврат) переплаты. Пропуск этого срока не лишает организацию права зачесть (вернуть) переплату через суд. Такие выводы содержатся в определении Конституционного суда РФ от 21 июня 2001 г. № 173-О.

Обращаться в суд можно, если налоговая инспекция отказала организации в удовлетворении ее требования о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм или если в установленный срок организация не получила от инспекции ответ на свое заявление (п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5, письмо Минфина России от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/1-281).

При рассмотрении дела в суде срок исковой давности определяется по нормам гражданского, а не налогового законодательства. Суд будет отсчитывать срок исковой давности не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о переплате (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Таким образом, основная задача организации, которая намерена вернуть переплату в судебном порядке, – доказать, что между датой обращения в суд и датой, когда ей стало известно о наличии переплаты, прошло не более трех лет (п. 1 ст. 65 АПК РФ).

Прежде чем подавать исковое заявление, нужно оценить, располагает ли организация необходимыми доказательствами. Например, если организация получала из инспекции извещение о переплате, то обращаться в суд целесообразно только в том случае, если с момента получения такого документа не прошло три года.

Универсальных доказательств для подтверждения начального срока исковой давности (даты, когда организации стало известно о переплате) нет. В каждом конкретном случае суды могут по-разному оценивать доводы, представленные как организацией, так и налоговой инспекцией (ст. 71 АПК РФ).

В постановлении от 25 февраля 2009 г. № 12882/08 Президиум ВАС РФ разъяснил, что при определении момента, когда организация узнала (должна была узнать) о факте переплаты, суды должны учитывать все обстоятельства, имеющие значение для дела. Одним из таких обстоятельств является наличие у организации возможностей для правильного расчета налога. Президиум ВАС РФ признал, что дата подачи уточненной налоговой декларации (с отражением в ней уменьшенных налоговых обязательств) не является точкой отсчета для исчисления срока давности обращения в суд с заявлением о возврате (зачете) налога. Но если организация обратилась в контролирующее ведомство с запросом по поводу определения налоговой базы, то до получения официальных разъяснений у нее нет возможности правильно начислить налог. В подобных ситуациях срок давности для обращения в суд с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы может отсчитываться с момента, когда такие разъяснения были получены. Решения, подтверждающие правомерность такого подхода, есть в окружной арбитражной практике (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2010 г. № А32-4895/2009-59/76).

Некоторые суды признают обоснованными ссылки организаций на то, что о переплате им стало известно в момент подписания актов совместной сверки расчетов с бюджетом. В таких случаях судьи приходят к выводу, что срок исковой давности для возврата (зачета) налога нужно рассчитывать начиная с даты подписания акта сверки (см., например, определение ВАС РФ от 16 октября 2009 г. № ВАС-13453/09, постановления ФАС Уральского округа от 22 июня 2009 г. № Ф09-4077/09-С3, Дальневосточного округа от 11 июля 2011 г. № Ф03-2746/2011, от 23 апреля 2010 г. № Ф03-2351/2010, Московского округа от 22 марта 2010 г. № КА-А40/2210-10, от 9 ноября 2009 г. № КА-А41/11714-09, от 22 апреля 2009 г. № КА-А40/3293-09, от 6 февраля 2009 г. № КА-А41/188-09, Западно-Сибирского округа от 29 июля2009 г. № Ф04-4570/2009(11952-А75-15)).

Из некоторых судебных решений следует, что начальным моментом для отсчета срока исковой давности может быть получение акта выездной налоговой проверки. Обычно это происходит, если по результатам проверки организации доначисляют налог на имущество, транспортный, земельный и другие налоги, которые учитываются при налогообложении прибыли. В такой ситуации у организации возникают дополнительные расходы, поэтому ранее перечисленные суммы налога на прибыль становятся излишне уплаченными. Уточнив свои налоговые обязательства, организация сможет зачесть эти суммы в счет текущих (будущих) платежей или вернуть на расчетный (лицевой) счет. Поскольку о возникновении переплаты по налогу на прибыль и о возможности зачета (возврата) этих сумм организация узнает только после получения акта налоговой проверки, отсчитывать срок исковой давности в этом случае нужно с момента получения акта (ст. 200 ГК РФ). Такая точка зрения, в частности, высказана в постановлении ФАС Уральского округа от 19 декабря 2007 г. № Ф09-10590/07-С3.

Срок исковой давности может быть увеличен до шести месяцев по причинам, указанным в пункте 1 статьи 202 Гражданского кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 8 ноября 2006 г. № 6219/06.

Кроме того, гражданским законодательством предусмотрена возможность прерывания срока исковой давности, если в течение этого срока обязанное лицо (налоговая инспекция) совершило какие-либо действия, свидетельствующие о признании долга (ст. 203 ГК РФ). Однако в рассматриваемой ситуации воспользоваться такой возможностью не удастся. Основной задачей суда является определение момента, когда организации стало известно о переплате, а не установление факта признания переплаты налоговой инспекцией. Такой вывод, в частности, подтверждается в постановлении ФАС Московского округа от 8 апреля 2009 г. № КА-А40/2605-09.

Главбух советует: старайтесь проводить сверку расчетов с бюджетом не реже чем один раз в год. Это позволит своевременно определить наличие переплаты и принять необходимые меры для зачета (возврата) излишне перечисленных сумм. Кроме того, предварительная инвентаризация обязательств (в т. ч. и налоговых) является непременным условием для составления годовой бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 12 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ).



 

addizbr

Подписаться на новости: