Типовые бланки
Полезности
Бухгалтерский учет
Налоговый учет
Управленческий учет
Классификаторы
Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь |
![]() |
![]() |
Страница 1 из 4 Организация может получить средства целевого финансирования в виде:
Государственная помощь Государственная помощь может быть предоставлена в виде:
Ситуация: относится ли к средствам государственной помощи имущество (в т. ч. денежные средства), которое организация получила в рамках целевых программ из государственных внебюджетных фондов Да, относится. Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому средства, полученные на финансирование целевых мероприятий из внебюджетного фонда (например, из Фонда занятости населения), относятся к государственной помощи. Подтверждает такую позицию и Минфин России в письме от 3 января 2002 г. № 04-02-05/1/223. Бухучет Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:
В первом случае предоставление государственной помощи может сопровождаться дополнительными условиями, такими как:
К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов. При этом для целей бухучета не признаются государственной помощью средства (экономическая выгода), полученные в рамках:
Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде:
Об этом говорится в пунктах 3 и 4 ПБУ 13/2000. Ситуация: как в бухучете определить стоимость имущества (например, основных средств, материалов), предоставленных организации в собственность в рамках государственной помощи Ответ на этот вопрос зависит от того, на какой основе предоставляется имущество – возмездно или безвозмездно. Если организация получает имущество на возмездной основе (т. е. на льготных условиях, например в рамках имущественной поддержки малого и среднего бизнеса), то по общему правилу его стоимость будет указана в договоре на предоставление государственной помощи. В этой стоимости и поставьте имущество на учет (п. 7 ПБУ 6/01, п. 5 ПБУ 5/01). Если имущество предоставляется на безвозмездной основе, то для определения его стоимости воспользуйтесь правилами, установленными в пункте 6 ПБУ 13/2000. Там сказано, что стоимость полученного имущества (за исключением денег) определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов. Таким образом, если организация получает имущество на безвозмездной основе, она вправе воспользоваться общим порядком, предусмотренным для определения стоимости активов, полученных безвозмездно (п. 10.3 ПБУ 9/99). Подробнее об этом см.:
При отражении в бухучете государственной помощи (кроме бюджетных кредитов) возникают три группы операций:
Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражайте в бухучете в порядке, предусмотренном для учета заемных средств (п. 16 ПБУ 13/2000). Исключением из этого правила является случай, когда организация получает такие кредиты на безвозвратной основе. Тогда получение средств отражайте в учете в общем порядке, предусмотренном для государственной помощи (п. 17 ПБУ 13/2000). Отражение в бухучете иных форм государственной помощи зависит от того, какое имущество получает организация и на каких условиях. Так, например, если в рамках имущественной поддержки от государства организация получает оборудование, то порядок отражения его получения в бухучете будет соответствовать порядку, предусмотренному для основных средств, приобретенных за счет государственной помощи. Информацию о средствах, полученных из бюджета, организация должна раскрыть в бухгалтерской отчетности (Бухгалтерском балансе). Порядок раскрытия такой информации прописан в разделе IV ПБУ 13/2000. Данные о характере использования целевых средств коммерческие организации могут отразить в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках. При этом сдавать Отчет о целевом использовании полученных средств такие организации не обязаны. Этот отчет предназначен только для некоммерческих общественных организаций (объединений). Данный вывод позволяет сделать подпункт «в» пункта 2 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Поступление государственной помощи В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:
Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000. В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:
Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000. При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки: Дебет 76 Кредит 86 По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений): Дебет 51 (08, 10...) Кредит 76 Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов. Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку: Дебет 51 (08, 10...) Кредит 86 Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены. Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок. Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов. Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки: Дебет 76 Кредит 91-1 Дебет 51 Кредит 76 Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000. Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ). Подробнее об этом см. Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг). |