Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Ирина Зубова








Организация применяет общий режим налогообложения, является субъектом малого предпринимательства. Является ли аудит для организации обязательным Печать E-mail

Организация применяет общий режим налогообложения, является субъектом малого предпринимательства. Учредителями организации являются физические лица. Среднесписочная численность - 13 человек. Объем выручки не превышает 400 млн. руб. Сумма активов, отраженная в бухгалтерском балансе, - более 60 млн. руб. (не только по данным 2014 года, превышение было и в предыдущие годы). В налоговый орган был сдан баланс, отчет о прибылях и убытках и пояснительная записка. Аудит проводился один раз в три года.
Является ли аудит для организации обязательным? Если да, то что изменится в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.11.2014 N 344-ФЗ в Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ? Можно ли в дальнейшем не применять ПБУ 18/02, ПБУ 8/2010 и не составлять большой перечень приложений к бухгалтерскому балансу?
Исходя из того, что сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 миллионов рублей, организация обязана проводить аудит бухгалтерской отчетности.
В силу новой нормы, введенной в ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", если организация подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ, несмотря на то, что она относится к субъекту малого предпринимательства, данная организация не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В таком случае, полагаем, данная организация должна применять ПБУ 18/02, ПБУ 8/2010, а также составлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке (то есть в полном объеме).
Обоснование вывода:
1. Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства дано Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
В соответствии с ним под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным Законом N 209-ФЗ условиям.
К таким условиям, в частности, относятся условия о средней численности работников и условия о предельных значениях выручки или величине активов (п. 1 ч. 1 ст. 3, п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
С учетом указанных критериев для отнесения юридического лица к субъектам малого и среднего предпринимательства необходимо, чтобы средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышала следующие предельные значения:
- от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
- до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
Средняя численность определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений (ч. 6 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
В отношении выручки значения таковы - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не должна превышать следующих значений, установленных постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 N 101:
- микропредприятия - 60 млн. рублей;
- малые предприятия - 400 млн. рублей;
- средние предприятия - 1000 млн. рублей (смотрите также письмо Минфина России от 25.03.2013 N 03-11-06/2/9208).
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Исходя из такого деления, субъекты с превышающими максимальную величину показателями могут признаваться крупными.
В рассматриваемом случае если величина выручки за предшествующий календарный год без учета НДС не превышает 400 млн. руб., средняя численность работников за предшествующий календарный год - 13 человек, то организацию можно отнести к малым предприятиям.
Отметим, непосредственно критерии отнесения лиц к субъектам малого предпринимательства, указанные в Законе N 209-ФЗ, не являются теми критериями, которые предопределяют проведение обязательной аудиторской проверки бухгалтерской отчетности такого лица. Обязанность по проведению обязательного аудита возникает в случаях, предусмотренных ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ), в соответствии с которой возникновение обязанности проводить обязательный аудит связано с организационно-правовой формой организации, видом осуществляемой организацией деятельности, финансовыми показателями организации или необходимостью составления организацией консолидированной отчетности.
Заметим, перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год (согласно законодательству Российской Федерации) приведен в Информации Минфина России от 14.02.2014.
Не заостряясь на прочих критериях, а только принимая во внимание такой финансовый показатель, как величина выручки и сумма активов бухгалтерского баланса, считаем, что в силу прямого указания п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ организация (ООО) подлежит обязательному аудиту, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей.
Таким образом, для решения же вопроса о наличии обязанности проведения аудита бухгалтерской отчетности, составленной, например, за 2013 год, как следует из п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ, необходимо определить объем выручки от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) за 2012 год (за год, предшествующий отчетному) и сумму активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец 2012 года (на конец года, предшествовавшего отчетному). Например, если по данным бухгалтерской отчетности за 2012 год будет установлено, что объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) превышает 400 миллионов рублей либо сумма активов бухгалтерского баланса превышает 60 миллионов рублей (как в рассматриваемой ситуации), то организации необходимо провести в 2014 году аудит бухгалтерской отчетности за 2013 год.
Заметим, в силу ч. 2 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит проводится ежегодно.
2. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), если иное не установлено Законом N 402-ФЗ (ч. 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять субъекты малого предпринимательства, если иное не установлено ст. 6 Закона N 402-ФЗ.
В то же время Федеральным законом от 04.11.2014 N 344-ФЗ ст. 6 Закона N 402-ФЗ дополнена частью 5. В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют, в частности, организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации (информационное сообщение Минфина России от 17.11.2014 "Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии").
Следовательно, полагаем, если субъект малого предпринимательства - организация подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ, то данная организация не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, регламентируются в специальном федеральном стандарте (п. 10 части 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). До настоящего времени такой стандарт не утвержден, поэтому малые предприятия должны руководствоваться соответствующими правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными до вступления в силу Закона N 402-ФЗ (часть 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).
Порядок упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства изложен в информационном письме Минфина России от 01.11.2012 N ПЗ-3/2012. Различные варианты организации и ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства рассмотрены в Рекомендациях для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - Рекомендации), изданных в 2013 году НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России" и рекомендованных к применению Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства, созданной приказом Минфина России от 28.02.2013 N 67 (смотрите письмо Минфина России от 26.02.2014 N 07-01-06/8136).
Кроме того, не утратили силу Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н. Однако применять их следует с учетом изменений, произошедших в нормативном правовом регулировании бухгалтерского учета, обращая внимание на статус нормативных правовых актов, упоминаемых в рекомендациях.
В соответствии с п. 2 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" данное положение может не применяться субъектами малого предпринимательства (смотрите также письмо Минфина России от 25.03.2013 N 03-11-06/2/9208).
Также на основании п. 3 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" указанное ПБУ 8/2010 может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением субъектов малого предпринимательства - эмитентов публично размещаемых ценных бумаг.
Пунктом 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ Минфина России N 66н) установлено, что организации - субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
В то же время организации - субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с пунктами 1-4 Приказа Минфина России N 66н (то есть в общеустановленном порядке).
Субъектами малого предпринимательства для составления упрощенной бухгалтерской отчетности, как разъяснил Минфин России в письме от 27.12.2013 N 07-01-06/57795, могут применяться формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, предусмотренные приложением N 5 к Приказу Минфина России N 66н (смотрите также п.п. 48, 49 Рекомендаций, Сообщение Управления Федеральной налоговой службы по УР "Перечень форм бухгалтерской отчетности за 2013 год").
Из анализа указанных документов следует, что малые предприятия вправе, в частности, не применять ПБУ 18/02, ПБУ 8/2010 (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг), а также составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств составляются в случае, если они содержат информацию, без которой невозможна оценка финансового положения или финансовых результатов деятельности малого предприятия).
Повторимся, из норм п. 1 ч. 4 и п. 1 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ следует, если организация подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ (в частности в силу п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ), несмотря на то, что организация относится к субъекту малого предпринимательства, данная организация не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исходя из этого, полагаем, данная организация должна применять ПБУ 18/02, ПБУ 8/2010, а также составлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке (то есть в полном объеме).
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности определен ст. 14 Закона N 402-ФЗ. Частью 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ предусмотрено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом N 402-ФЗ, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Согласно п. 6 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств устанавливаются федеральными стандартами независимо от вида экономической деятельности.
Согласно п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в объеме форм, предусмотренных в п. 30 данного Положения. Отчетность организаций состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
г) пояснительной записки;
д) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она, в соответствии с федеральными законами, подлежит обязательному аудиту.
В настоящее время формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, а также приложения к ним утверждены приказом Минфина России N 66н. К упомянутым приложениям относят:
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- отчет о целевом использовании средств (отчет о целевом использовании полученных средств) (п. 2 Приказа Минфина России N 66н);
- иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (далее - пояснения) в табличной и (или) текстовой форме (п. 4 Приказа Минфина России N 66н).
В Сообщении Управления Федеральной налоговой службы по УР "Перечень форм бухгалтерской отчетности за 2013 год" предложен перечень форм бухгалтерской отчетности, представляемой в налоговые органы в зависимости от категории налогоплательщика. Организации, кроме кредитных, страховых и бюджетных, должны представлять (приказ Минфина России N 66н (редакция от 04.12.2012)):
- Бухгалтерский баланс (КНД 0710099),
- Отчет о финансовых результатах,
- Отчет об изменениях капитала,
- Отчет о движении денежных средств,
- Отчет о целевом использовании средств,
- Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Ответ подготовил:
аудитор, член Российской коллегии аудиторов Федорова Лилия
Контроль качества ответа:
Королева Елена
11 декабря 2014 г.

 

addizbr

Подписаться на новости: